logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 3. Республиканская форма правления

слабости национальной буржуазии и неспособности правящих кру­гов осуществлять свою власть в классическом либеральном вари­анте, характерном для раннего европейского капитализма. Слож­ный комплекс этнических, конфессиональных, политических и иных противоречий, существующий в арабских странах, и посто­янное противоборство различных социально-политических груп­пировок, нередко носящее ожесточенный характер, не позволя­ют правящим группам обеспечить свои основные интересы в рам­ках "либеральной демократии". Там же, где формально сохранился демократический парламентский режим (например, в Ливане), он фактически не функционирует и существует скорее как традиция и чисто внешняя оболочка политической жизни, которую каждая из противоборствующих сил стремится использовать в своих инте­ресах.

Конфессиональная система государственной власти и управления Ливана

Ливанская Конституция (действующая с 1926 г. с последую­щими изменениями) провозглашает Ливан парламентской респуб­ликой, где "законодательная власть осуществляется только од­ним собранием — Палатой депутатов", а исполнительная — пре­зидентом Республики и Советом министров. Однако фактически основная роль в государственном управлении принадлежит прези­денту. Глава государства назначает правительство во главе с пре­мьер-министром, которое формально ответственно перед парла­ментом и вынуждено в случае вынесения ему последним вотума недоверия уйти в отставку. Президент может по "мотивированно­му декрету с одобрения Совета министров распускать Палату де­путатов до окончания срока ее полномочий". Этим правом не­однократно пользовались президенты Ливана. Президент избира­ется сроком на 6 лет, а парламент — лишь на 4 года. Фактическое бессилие парламента, раздробленного на множество фракций, групп и кланов, лишь увеличивает значение президента, которому (вме­сте с правительством) на деле принадлежит и часть законодатель­ной власти из-за получившей распространение в стране практики "правительственного законодательства" путем издания "законов-декретов". Это во многом сводит функции парламента только к оформлению законодательной деятельности правительства.

Правительство Ливана, согласно Конституции, обладает зна­чительными полномочиями, однако может активно решать госу­дарственные дела лишь с согласия президента. Осуществление права законодательной инициативы, внесение правительством законопро­ектов в парламент также согласуется с президентом. Обычно сам президент председательствует на заседаниях правительства, в осо­бенности при обсуждении наиболее важных вопросов.

Действие государственного механизма Ливана усложняется существующей в этой стране конфессиональной системой, свя­

358 Глава 25. Конституционное право арабских стран и Израиля

занной с необычайно пестрым религиозным составом населения (в Ливане насчитывается 17 основныгх религиозных общин). До сих пор Ливан является классическим образцом сохранения конфес­сиональной системы. Общие принципы построения государствен­ной системы Ливана были сформулированы еще в период фран­цузского мандата.

Конфессиональный принцип закреплен как в ливанской Кон­ституции 1926 г., так и в Национальном пакте 1943 г. (устном "джен­тльменском соглашении" между первым Президентом Республики Бишаром аль-Хури, христианином-маронитом по вероисповеда­нию, и ее первым премьер-министром Риядом Сольхом, мусуль­манином-суннитом). Статья 95 ливанского Основного закона ука­зывает, что "во имя справедливости и согласия общины будут справедливо представлены в административном аппарате". Соглас­но этому была утверждена определенная пропорция представи­тельства в государственном аппарате от различных религиозных общин. Наиболее важный пост — пост президента, обладающего широкими конституционными полномочиями, — отдавался круп­ной христианской общине — маронитам, пост премьер-министра — суннитам, председателя парламента — шиитам, посты замести­теля премьер-министра и председателя парламента — православ­ным. Соответствующее соотношение было установлено для пред­ставительства религиозных общин в парламенте, правительстве, министерствах и ведомствах.

На принципах конфессионализма строится избирательная система и внутренняя структура парламента, который изби­рается по принципу представительства от религиозных общин и где соотношение христиан и мусульман должно составлять 6:5. Состав парламента неоднократно обновлялся, но в нем обязательно присутствовало 30 маронитов, 11 православных, 6 греко-католи-ков, 4 армяно-григориан, 1 армяно-католик, 1 протестант и 1 пред­ставитель иных меньшинств, т. е. всего 54 христианина и 45 му­сульман — 20 суннитов, 19 шиитов и 6 друзов.

Ливанские правительства обычно состоят из 14 министров. В таком кабинете обычно 3 суннита, 3 маронита, 2 православных, 2 католика, 2 шиита, 2 друза. С точки зрения регионального пред­ставительства кабинет выглядит следующим образом: 3 министра от Северного Ливана, 4 — от Горного Ливана, 2 — от Бекаа, 3 — от Бейрута и 2 — от Южного Ливана.

В стране действует мажоритарная избирательная система относительного большинства. Особенностью ливанской системы, отличающей ее от других подобных систем, является то, что она призвана обеспечить представительство не только по территори­альному, но и по религиозному принципу.

Конфессиональное государственное устройство тесно связа­но и глубоко переплетено с партийной системой Ливана. Основ­ные политические партии (за исключением коммунистической) являются как бы продолжением конфессионализма, его реализа­