logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 2. Избирательная система

173

Организация выборов

Имена кандидатов, выдвинутых на выборные должности, вносятся в избирательный бюллетень или закладываются в маши­ну для голосования. Поскольку обыгчно одновременно проводятся выборы в различные органы государственной власти и на несколько выборных должностей, сводный бюллетень оказывается очень длин­ным. В большинстве штатов применяются машины для голосова­ния, представляющие собой кабины с кнопками против альтерна­тивных кандидатов, в этом случае от избирателя требуется толь­ко нажать соответствующие кнопки. Такая машина существенно облегчает процесс голосования и уменьшает возможность мошен­ничества при подсчете голосов.

Выборы проходят по избирательным округам, разбитым на участки. В каждом округе обычно избирается один депутат, хотя баллотируется несколько кандидатов. Избирательные округа об­разуются штатами по принципу равного количества проживаю­щих избирателей. Длительное время для США была характерна одиозная "избирательная география", которая означала произволь­ную разбивку территории штата на округа с различным числом избирателей, а потому приводила к неравному представительству населения в выборных органах. Верховный суд США в 1962 г. при­знал такое положение недопустимым, высказавшись за равенство избирательных округов, после чего положение было исправлено.

Организация выборов характеризуется шумной и красочной пропагандистской кампанией, широким использованием радио- и телевизионных средств.

Определение результатов голосования

Результаты почти всех выборов определяются по мажори­тарной системе относительного большинства, т. е. когда побеж­дает тот кандидат, который получил больше любого другого хотя бы на один голос. Штаты не устанавливают минимального числа избирателей, ниже которого выборы признавались бы несостояв­шимися. Поэтому даже самая массовая неявка избирателей на выборы сама по себе не влияет на определение результатов.

Финансирование выборов

Федеральное законодательство ограничивает расходы по вы­борам Президента, сенаторов и членов Палаты представителей. Частное лицо может сделать взнос в предвыборный фонд одного кандидата в размере не более 1 тыс. долл., а общая сумма таких взносов в фонды кандидатов, партийных комитетов и различных предвыборных организаций не должна превышать 25 тыс. долл. в течение года. Взнос в предвыборный фонд одного кандидата от "комитета политического действия", создающегося банками, ком­паниями, профсоюзами и др., не может превышать 5 тыс. долл.

173