logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 24. Конституционное право стран Латинской Америки

государственных служб, также призыва в армию, могут исхо­дить только от Палаты депутатов, законы об амнистии и помило­вании — только от Сената.

Исключительным правом разработки и внесения проекта государственного бюджета пользуется правительство страны. Некоторые новейшие конституции Латинской Америки вводят даже специальные разделы, посвященные государственному бюд­жету, причем особо выделяют конституционную норму о том, что формулирование основных направлений проекта государственно­го бюджета является прерогативой исполнительной власти. При­нятие государственного бюджета в его доходной и расходной частях — прерогатива законодательной отрасли власти, и пре­зидент в данном случае лишен права вето. Редкой конституци­онной особенностью является императивное назначение опреде­ленной расходной части бюджета. Так, например, Конституция Эквадора 1977 г. устанавливает, что не менее 30% расходной ча­сти бюджета должно быть предназначено на нужды образования и ликвидацию неграмотности.

Неоднозначны полномочия латиноамериканских законодатель­ных органов по формированию других высших государственных органов, выборам некоторых должностных лиц и осуществлению контроля исполнительной власти. В компетенцию законодатель­ных органов стран Латинской Америки входит официальное из­брание президента и вице-президента страны при определенных условиях. Такие условия обычно оговариваются в конституциях и возникают тогда, когда ни один из кандидатов на эти должности не набрал требуемого законом большинства голосов или два кан­дидата получили абсолютно равное число голосов избирателей. В этом случае из двух кандидатов, набравших большинство или равное число голосов, конгресс путем тайного голосования изби­рает президента. Разумеется, это устанавливается при условии, что в конституции не оговорено проведение второго тура всеоб­щего голосования.

В ряде стран конгрессу предоставлено право избирать со­став верховного суда страны, причем в большинстве случаев кан­дидатуры на пост судей Верховного суда отбираются и представ­ляются на рассмотрение конгресса правительством. В тех стра­нах, где государство обладает правом активно участвовать в замещении постов высших религиозных должностных лиц, эта фун­кция находится в ведении конгресса и, как правило, осуществля­ется исключительно конгрессом без вмешательства исполнитель­ной отрасли власти. Конгресс в этом случае представляет на ут­верждение церковного руководства кандидатуры духовных лиц на посты архиепископа и епископов в соответствии с установлен­ными правилами.

Законодательному органу власти предоставлено право при­нимать отставку у действующего президента и назначать лицо для временного исполнения обязанностей, а также назначать вне­