logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 1. Конституционные принципы внешней политики

тической деятельности государства. Однако это вовсе не означа­ет, что в них вообще отсутствует конституционное регулирова­ние указанных вопросов. Внешнеполитические цели, задачи и принципы, как правило, закрепляются либо в преамбулах, либо в отдельных статьях основного текста конституции, либо, нако­нец, в отдельных конституционных законах. Значение соответству­ющих норм состоит в том, что они, с одной стороны, устанавли­вают определенные границы внешнеполитической деятельности государственных органов, а с другой — представляют собой кон­ституционный наказ, поручение, к реализации которого должны стремиться органы государства и само государство в целом в сво­ей внешнеполитической деятельности.

Следует отметить, что такие нормы-принципы включены в основном в конституции, принятые сравнительно недавно, в пе­риод после второй мировой войны. В конституциях, принятых в более раннее время, либо полностью отсутствуют такие нормы, либо содержатся лишь те из них, которые затрагивают внешне­политический статус государства (например, принцип нейтрали­тета в конституционном законодательстве Швейцарии и Австрии).

Современные зарубежные конституции прежде всего зак­репляют принципиальную приверженность государства мирной внешней политике. В Преамбуле к Конституции Франции 1946 г., которая, как известно, является составной частью ныне действу­ющей Конституции, сказано, что Франция "не предпримет ника­кой войны с целью завоевания и никогда не употребит своих сил против свободы какого-либо народа". Аналогичным образом в Кон­ституции Италии говорится, что "Италия отвергает войну как орудие посягательства на свободу других народов и как способ разрешения международных конфликтов". В преамбуле Основно­го закона ФРГ заявлено о стремлении этой страны "служить делу мира во всем мире". Столь же определенно в преамбуле Консти­туции Испании сказано о том, что Испания стремится "сотруд­ничать со всеми народами земли в укреплении мирных отноше­ний и совместных действий". В конституционно-правовом смысле исполнение этих положений столь же обязательно, как и всех других конституционных норм. Следовательно, речь идет не про­сто о торжественной декларации приверженности того или ино­го государства миру, но и о конституционной обязанности этого государства и его органов действовать на международной арене таким образом, чтобы это служило обеспечению мира между народами.

В ряде государств, которые во второй мировой войне высту­пали как агрессоры, конституции дополнительно включают нор­мы, объявляющие агрессивную войну и действия, связанные с ее подготовкой, антиконституционными. Так, ч. 1 ст. 26 Основного закона ФРГ указывает, что "действия, способные нарушить мир­ную совместную жизнь народов и предпринимаемые с этой це­лью, в частности для подготовки агрессивной войны, являются

150