logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 4. Система высших органов государственной власти

291

Конституции и законов. Депутаты уездов, городов, городс-

ких районов, волостей, национальных волостей и поселков под­контрольны избирателям. Депутаты вышестоящих СНП и ВСНП подконтрольны нижестоящим СНП, их избравшим.

Законодательство устанавливает определенные гарантии де­путатской деятельности. В частности, депутат освобождается от юридической ответственности за свои выступления или голосова­ние на сессии ВСНП, депутаты не могут быть арестованы или привлечены к уголовной ответственности без согласия президиума сессии ВСНП, а в период между сессиями — без согласия Посто­янного комитета ВСНП.

Полномочия ВСНП во многом аналогичны полномочиям вер­ховных представительных учреждений в других странах. Так, оно осуществляет внесение изменений в Конституцию, а также кон­ституционный контроль; принимает так называемые "основные законы": уголовные, гражданские, о государственной структуре и т. д. и вносит в них изменения; рассматривает и утверждает пла­ны экономического и социального развития и отчеты об их испол­нении, а также государственный бюджет;' формирует важнейшие государственные органы и освобождает от должности высших дол­жностных лиц: избирает и смещает весь состав Постоянного коми­тета ВСНП, утверждает (и освобождает от должности) премьера Государственного совета (правительства) и его персональный со­став, избирает председателя Центрального военного совета и ут­верждает кандидатуры его членов, а также освобождает их от должности, избирает и освобождает от должности председателя Верховного народного суда и генерального прокурора Верховной народной прокуратуры; утверждает образование провинций, ав­тономных районов и городов центрального подчинения, а также особых автономных районов и их режим; решает вопросы войны и мира, а кроме того имеет другие полномочия, свойственные выс­шим представительным органам государственной власти. В соот­ветствии с Конституцией (п. 15 ст. 62) перечень полномочий ВСНП является открытым.

ВСНП работает в сессионном порядке. Сессии проходят один раз в год (обыгчно весной) и длятся две-три недели. Ежегодный созыв ВСНП на сессии проводится по решению Постоянного ко­митета ВСНП, который назначает дату созыва, определяет пове­стку дня и основные вопросы, руководит проведением сессии. На­кануне каждой сессии Постоянный комитет ВСНП проводит под­готовительное заседание под председательством одного из руководителей Постоянного комитета, на котором принимается по­вестка дня, избирается ее руководящий орган — президиум — и решаются основные организационные вопросы, в том числе опре­деляется регламент сессии. Работа сессии включает в себя заседа­ния президиума сессии, пленарные заседания и рабочие совеща­ния депутатских групп (так называемых делегаций). На пленарные заседания, которые чередуются с проведением совещаний делега­

291 Глава 21. Основы констит? ционного права КНР

ций, выносятся наиболее важные вопросы, подлежащие обсуж­дению на сессии. Как правило, это отчеты о деятельности Госу­дарственного совета, министерств и других высших государствен­ных органов, вопросы, касающиеся государственного плана и бюд­жета, принятие наиболее важных законов, в частности, вносящих изменения и дополнения в Конституцию. Законотворчество явля­ется важным направлением деятельности ВСНП, но в то же вре­мя это лишь сравнительно небольшой ее аспект, поскольку боль­шую часть законов КНР принимает другой законодательный орган страны — Постоянный комитет ВСНП.

Руководящим органом сессии ВСНП является ее президиум, который на своих заседаниях в ходе сессии вырабатывает проек­ты основных решений сессии, определяет круг лиц, приглашае­мых для участия в работе сессии с правом совещательного голоса и решает другие важные вопросы, связанные с проведением сес­сии. В число таких приглашенных, кроме обязательно присут­ствующих на сессии членов Государственного совета, Централь­ного военного совета, председателя Верховного народного суда и генерального прокурора Верховной народной прокуратуры, вхо­дят также делегаты проходящей, как правило одновременно с сессией ВСНП, сессии Всекитайского комитета Народного поли­тического консультативного совета Китая (НПКСК), ответствен­ные работники партийных и государственных органов (ганъбу), представители НОАК и др. Официальные приглашения заранее также направляются иностранным дипломатическим представи­телям и иностранным журналистам, аккредитованным в КНР.

Президиум сессии (порядка 160 человек) формирует посто­янное бюро президиума — руководящий коллегиальный орган в более узком составе (около 20 человек), а также принимает спи­сок исполнительных председателей сессии. Непосредственно орга­низационная работа по проведению сессий ВСНП возлагается на секретариат сессии во главе с начальником секретариата.

Важной составной частью ВСНП являются постоянные (спе­циальные отраслевые) комиссии (комитеты), которые работают как в период сессии, так и в межсессионные периоды. Данные комиссии рассматриваются в КНР как одна из важнейших форм вовлечения депутатов ВСНП в практическую работу в соответ­ствии с их профессиональной деятельностью и уровнем подготов­ки. В соответствии с Законом, состав комиссий формируется толь­ко из депутатов ВСНП, однако возможно также включение в состав этих комиссий специалистов в качестве советников с пра­вом совещательного голоса, назначаемых Постоянным комитетом ВСНП. В настоящее время существует 9 таких комиссий: по зако­нодательству; по финансам и экономике; по делам национально­стей; по внутренним делам и юстиции; по образованию, науке, культуре и здравоохранению; по международным делам; по де­лам зарубежных китайцев (хуацяо); по охране окружающей сре­ды и ресурсов, по сельскому хозяйству и делам деревни. Возмож­