logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 25. Конституционное право арабских стран и Израиля

также гарантирует нормальное функционирование и стабильность государственного механизма. В качестве главы государства по согласованию с Советом министров президент разрабатывает об­щегосударственную политику и контролирует ее проведение в жизнь. Его полномочия, в частности, включают назначение и ос­вобождение гражданских и военных должностных лиц, назначе­ние глав дипломатических представительств за рубежом и приня­тие аккредитации глав иностранных дипломатических миссий, принятие решений о помиловании и реабилитации отдельных осуж­денных, награждение знаками отличия. Президент является вер­ховным главнокомандующим вооруженными силами. Он вправе объявлять войну и всеобщую мобилизацию, а также объявлять и отменять чрезвычайное положение. Глава государства заключает мирные соглашения при условии их ратификации Народным со­ветом, а также заключает и денонсирует иные- международные договоры.

Конституция предусматривает тесное взаимодействие главы государства с Народным советом в случае изменения Конститу­ции. Право внесения предложений об изменении Конституции при­надлежит президенту и одной трети депутатов верховного пред­ставительного органа государственной власти. Для изучения предложения Народный совет образует специальную комиссию. Затем Совет обсуждает предлагаемое изменение и проводит по нему поименное голосование. Если оно принято большинством в три четверти голосов депутатов, то считается окончательным при условии одобрения его президентом.

Президент вправе выносить на всенародный референдум важ­ные вопросы, связанные с высшими государственными интереса­ми. Результаты референдума имеют обязательную силу и вступа­ют в действие со дня их объявления и опубликования главой госу­дарства. На референдум могут выноситься и законы, которые в случае их одобрения не подлежат утверждению Народным сове­том и даже не могут быть объектом контроля, осуществляемого Верховным конституционным судом. В случае возникновения вне­запной серьезной опасности, представляющей угрозу для государ­ства или его институтов, Конституция предоставляет президенту право принимать срочные меры для предотвращения такой опас­ности.

Для характеристики взаимоотношений главы государства с парламентом важное значение имеет то, что Конституция предо­ставляет президенту право роспуска Народного совета, однако по конкретному основанию такое решение может быть принято только один раз. За осуществляемые им конституционные полно­мочия глава государства может быть привлечен Народным сове­том к ответственности только в случае совершения президентом государственной измены.

В целом президент занимает центральное место в государ­ственном механизме. Этому способствуют и его полномочия в ка­