logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 2. Формы правления в арабских странах. Монархия

352

тельным, всеобщим и бесплатным, формулирует общие права и обязанности граждан. Помимо декларируемых общедемократичес­ких прав и свобод (равенства, свободы печати, неприкосновеннос­ти жилища, частной и коллективной собственности) здесь содер­жится и указание на общую обязанность "соблюдать обществен­ный порядок" (ст. 15).

Конституция ОАЭ 1971 г., защищая частную собственность, довольно определенно провозглашает принцип социальной спра­ведливости основой национальной экономики, которая должна строиться на принципе сотрудничества государственного и част­ного секторов и иметь своей целью обеспечение экономического развития, увеличение производства, повышение уровня жизни и достижение благосостояния граждан. В Конституции содержится подробный перечень основных прав и свобод граждан (неприкос­новенность личности и жилища, равенство всех граждан перед законом, свобода передвижения, слова и печати, религиозного вероисповедания, собраний и создания организаций, тайна пере­писки и др.). Наряду с гражданскими личными и политическими правами и свободами Конституция ОАЭ, как и Катара, деклари­рует основные права граждан в социально-экономической облас­ти: на труд и социальное обеспечение, образование, медицинское обслуживание.

В современных условиях в Катаре и ОАЭ претворение в жизнь провозглашенных демократических принципов и прав граждан ли­шено реальной основы. Названные нормы не предусматривают ма­териальных и юридических гарантий, обеспечивающих всем граж­данам возможность осуществления этих прав и свобод, и не являют­ся реальной основой для защиты прав личности. Вместе с тем сам факт фиксирования их в конституционном порядке имеет большое значение для дальнейшего социально-политического развития этих стран, модернизации и демократизации их политических систем.

Особенности конституционных монархий Бахрейна и Кувейта

В конституционных монархиях на Бахрейне и в Кувейте про­цесс разложения традиционных общественных и политических систем пошел значительно дальше по сравнению с другими госу­дарствами Аравийского полуострова.

После провозглашения независимости государственное раз­витие Кувейта и Бахрейна пошло по пути заимствования прин­ципов разделения властней и парламентской демократии. Было введено ограниченное избирательное право. По форме правления эти государства вошли в разряд конституционных монархий, в которых племенные структуры и методы осуществления власти сочетались с зачатками государственных установлений, во мно­гом скопированных с конституций западных государств и Всеоб­щей декларации прав человека.

352 Глава 25. Конституционное право арабских стран и Израиля

Государственное развитие Бахрейна пошло по пути оформ­ления монархии конституционного типа со значительными огра­ничениями юридических полномочий исполнительной власти в пользу института парламентского представительства. Первые вы­боры во. временное Учредительное собрание Бахрейна прошли в декабре 1972 г., а первая Конституция вступила в силу в мае 1973 г. Законодательная власть, согласно Конституции, принад­лежит Эмиру и Национальному собранию, исполнительная власть осуществляется Советом министров.

Однако парламентская демократия в условиях правления династического семейства Аль Халифа просуществовала в этой стране менее двух лет. Даже при сохранении всей полноты влас­ти в руках Эмира само наличие парламента, имеющего право вмешиваться в политическую жизнь страны, представлялось опас­ным для правящей династии. В августе 1975 г. Эмир распустил парламент без указания конкретных сроков возобновления его деятельности; действие Конституции было приостановлено.

Осуществлять всю государственную власть практически про­должал правящий клан, ибо династия сделала ставку на консер­вативный традиционализм в политике, допуская лишь техничес­кую и ограниченную экономическую модернизацию.

Тем не менее социально-политическое течение в пользу бо­лее гибких форм и методов правления продолжало крепнуть в бахрейнском обществе в последующий период. В 1992 г. Эмир объя­вил о создании Консультативного совета (Маджлис аш-Шура), совещательного органа численностью 30 человек, в функции кото­рого входит выработка рекомендаций Совету министров по про­ектам законов и различным аспектам социально-экономической политики страны до того, как они передаются на утверждение Эмиру. Его состав определяет Эмир. Позже число членов Совета было увеличено с 30 до 40, а также несколько расширены его полномочия. Теперь Маджлис аш-Шура не только может обсуж­дать те проблемы, которые ставит перед ним правительство, но имеет право запрашивать Совет министров по тем или иным воп­росам. Тем не менее рекомендации Консультативного совета не носят обязательного характера и этот невыборный орган не обла­дает властными полномочиями и не имеет конституционной основы.

После роспуска в 1975 г. Национального собрания правящее семейство Аль Халифа фактически установило диктаторский ре­жим, проводящий по отношению к населению политику террора. Какая-либо форма контроля за деятельностью Эмира и прави­тельства, власть которых опирается на армию и службу безопас­ности, отсутствует. Деятельность всех политических партий и орга­низаций запрещена. Сохранившиеся профессиональные общества и общественно-спортивные клубы не имеют права заниматься по­литической деятельностью.

В Конституции Бахрейна декларируется, что "ни одно лицо не может быть арестовано, задержано, заключено под стражу,