logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 4. Основы правового положения личности

тического правового государства. В тех странах, где утвердилось свободное гражданское общество, были достигнуты большие ус­пехи в развитии демократии и прав человека, а также экономи­ки, культуры, науки и техники.

Большое историческое значение приобрел закон, принятый английским парламентом в 1679 г. Его точное название "Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточения за морями" ("ИаЬеаз Согрш АсГ). Законом вводился приказ "Хабеас корпус", который означал указание суда шерифу и другим тюремщикам в случае, если нет основания для пребыва­ния под стражей, освободить арестованного или отпустить его под залог до рассмотрения его дела судом; при этом устанавливалось, что любой арестованный человек вправе потребовать при своем аресте предстать перед судом, а суд обязан решить вопрос о его отправлении в тюрьму или об освобождении в течение двух дней.

Указанные гарантии, получившие обобщенное наименование "хабеас корпус", оказали огромное влияние на мировую практи­ку. Запрет произвольного ареста и судебный контроль за непри­косновенностью личности получили широкое распространение, стали непременным атрибутом правового государства. Все демок­ратические конституции и поныне закрепляют эту гарантию в том или ином виде.

Однако первоначальная концепция прав и свобод страдала известной ограниченностью. Исходя из индивидуалистического по­нимания свободы, политическая философия того времени подчер­кивала, что общество свободных людей не нуждается в организу­ющей роли государства (которому в XIX в. поэтому отводили роль не более чем "ночного сторожа"), не требует создания каких-либо социальных институтов, ибо в состоянии обеспечить про­гресс и жизнеобеспечение для всех на основе индивидуально-сво­бодной деятельности членов общества. Подобная либеральная кон­цепция была разработана в XIX в. в трудах А. Смита, И. Бентама и Дж. С. Милля.

Такое антисоциальное понимание свободы придало ей фор­мальный характер, безразличный к судьбам простых людей. В те­чение XIX в. в странах Запада нарастала классовая борьба, в ходе которой трудящиеся массы требовали признания социально-экономических прав и утверждения социальных функций государ­ства. В результате этого, но уже в XX в. развитие капитализма внесло существенные коррективы в откровенно антисоциальное понимание свободы, ибо сопровождалось усилением государствен­ного вмешательства в социально-экономическую жизнь и ограни­чением предпринимательского произвола по отношению к наем­ным работникам.

Второй этап был связан с появлением в XX в. тоталитарного государства, которое, отвергнув индивидуальную свободу, поли­тические и экономические права, провозгласило социалистичес­кие ценности, а с ними широкий спектр социальных прав и сво­