logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 20. Основы конституционного права Испании

или допущенная при предоставлении информации небрежность расцениваются как действия, враждебные и затрудняющие осу­ществление его функций. Он немедленно делает это достоянием гласности, а также сообщает об этих случаях в ежегодном или специальном докладе Генеральным кортесам.

Законодательством предусмотрены обязанности различных государственных органов оказывать содействие народному за­щитнику, а также любую помощь в его расследованиях и инс­пектировании. Он имеет полномочия в процессе расследования лично посещать любые учреждения публичной администрации, встречаться с его служащими, проверять необходимые данные, изучать служебные дела и необходимую документацию. Он может запросить у публичных властей любые документы, которые он сочтет необходимыми для осуществления своих функций, вклю­чая и такие документы, которые в соответствии с законом клас­сифицируются как секретные. В последнем случае решение о не­выдаче упомянутых документов должно приниматься Правитель­ством и оформляться документально.

Само расследование, осуществляемое народным защитником, так же как и любые процессуальные действия, проводится в ус­ловиях абсолютной секретности, как по отношению к частным лицам, так и по отношению к учреждениям. Если народный за­щитник в связи с исполнением своих должностных функций полу­чает сведение о предполагаемом преступном поведении или пре­ступных действиях, он немедленно ставит в известность генераль­ного прокурора Испании. Генеральный прокурор в свою очередь периодически информирует народного защитника о состоянии дел, возбужденных по его ходатайству. Народный защитник по долгу своей службы может возбуждать дело об ответственности любых служащих правительственного или административного ранга, а также местного уровня без какой бы то ни было предварительной письменной жалобы.

Хотя народный защитник неправомочен самостоятельно из­менять или аннулировать акты и решения публичной администра­ции, он может предлагать соответствующим властям свое реше­ние вопроса вплоть до предложения об отмене соответствующей правовой нормы, если он убежден, что дальнейшее действие дан­ной нормы может способствовать возникновению несправедливых или опасных ситуаций для лиц, подлежащих ее воздействию. Если жалоба касалась действий частных лиц, народный защитник мо­жет настаивать на использовании компетентными административ­ными властями их права надзора и вынесения наказания. Народ­ный защитник обладает правом обращения в Конституционный суд относительно неконституционности акта и о защите прав и свобод граждан.

В связи с проведением своих расследований народный защит­ник вправе направлять соответствующим властям и служащим замечания, рекомендации, памятные записки по поводу должно-