logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 13. Конституционные основы судебной власти

156

Наконец, важное место во внешнеполитическом механизме зарубежных государств принадлежит ведомствам иностранных дел. Они непосредственно осуществляют внешнюю политику того или иного государства: формулируют предложения и реализуют внешнеполитические установки государственного руководства, по­вседневно руководят дипломатическими представителями за гра­ницей, контролируют деятельность всех ведомств, которые в сво­ей работе затрагивают вопросы отношений с иностранными госу­дарствами и т. п. Конституции зарубежных государств не содержат положений, которые специально регламентировали бы внутрен­нюю организацию, компетенцию и порядок деятельности ведомств иностранных дел. Конкретные вопросы организации и полномочий внешнеполитических ведомств, как правило, решаются в специ­альных актах. Так, например, детальная регламентация структу­ры и компетенции германского Министерства иностранных дел содержится в Общем регламенте федеральных министерств.

Необходимо иметь в виду, что наряду со специализирован­ным ведомством внешних сношений внешнеполитической деятель­ностью занимаются также многие другие министерства и ведом­ства в связи с основным профилем своей деятельности. Так, ми­нистр обороны Франции несет прямую ответственность за оценку потенциального воздействия военных аспектов международной обстановки на принятие политических решений. Он ведет также переговоры со своими коллегами в иностранных государствах по проблемам оборонного характера.

Все более возрастающую роль в сфере внешних сношений играют органы, ведающие экономическими вопросами и вопроса­ми финансового сотрудничества. Так, например, все вопросы, которые касаются политики ФРГ в отношении ЕС и позиции Гер­мании в органах ЕС, решаются при непосредственном участии Министерства экономики ФРГ. Соответственно в системе этих ве­домств создаются подразделения, занимающиеся вопросами меж­дународных отношений (например, управление по международ­ным делам в министерстве экономики Франции).

Резкое возрастание числа органов, действующих в сфере внешних сношений, делает актуальной проблему координации их деятельности. Эту проблему в различных странах решают по-раз­ному. В США координацией занимается специальный орган при Президенте — Совет национальной безопасности, в рамках кото­рого действует ряд межведомственных комитетов и групп. В ФРГ получила распространение практика создания межминистерских комитетов на уровне статс-секретарей, руководителей отделов, подотделов, референтур (например, комитеты по делам НАТО, по европейской политике, безопасности и др.).