logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 23. Основы конституционного права стран снг

странах СНГ примерно одинакова. Однако в некоторых государ­ствах она имеет существенные отличия. Так, к органам судебной власти в Республике Армения отнесен Конституцией Совет пра­восудия, председателем которого является президент Республи­ки, а его заместителями — министр юстиции и генеральный про­курор. Данный орган выполняет в основном функции, относящие­ся к подбору и расстановке кадров, присвоению классных чинов судьям и работникам прокуратуры и т. д. (ст. 94, 95 Конституции). Помимо Конституционного суда судебную систему Республики Ар­мения составляют суды первой инстанции, которые являются су­дами общей юрисдикции, апелляционные суды и Кассационный суд (ст. 92 Конституции). Имеются также особенности в структуре судебной системы Республики Молдова. Так, в соответствии с п. 1, 2 ст. 115 Конституции правосудие в Республике осуществляется Высшей судебной палатой, Апелляционной палатой, трибуналами и судами, а для отдельных категорий дел в соответствии с зако­ном могут действовать специализированные суды. Кроме того, по Конституции к судебной власти отнесен Высший совет магистра­туры, который в соответствии со ст. 123 Конституции обеспечи­вает, согласно правилам судоустройства, назначения, переме­щения, повышения судей и применение к ним дисциплинарных мер. Аналогичный орган примерно с такими же полномочиями есть и на Украине — Высший совет юстиции (ст. 131 Конститу­ции). Все конституции стран СНГ запрещают создание чрезвы­чайных судов.

Конституционные положения о судебной системе развива­ются и конкретизируются в текущем законодательстве каждой из стран СНГ: Закон Республики Беларусь № 3514-ХП "О судоуст­ройстве и статусе судей в Республике Беларусь" 1995 года; Закон Республики Молдова "О судоустройстве" № 514 от б июля 1995 г.; Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "О судах Республики Казахстан" от 20 октября 1995 г. № 2581, а также Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "О судах и статусе судей в Республике Казахстан" от 20 декабря 1995 г. № 2694 и др. Однако следует заметить, что судебные системы ряда государств СНГ в настоящее время нахо­дятся в начальной стадии реформирования. Там еще не приняты новые законодательные акты о судоустройстве.

Особое место в конституционном законодательстве стран СНГ уделяется правовому регулированию организации и деятельнос­ти органов конституционного контроля. Наименование органов конституционного контроля в странах Содружества в основном одинаково — это Конституционный суд. Исключение составляют такие страны, как Республика Казахстан и Туркменистан. В Ка­захстане органом конституционного контроля является Конститу­ционный совет (раздел VI Конституции Республики Казахстан). В Туркменистане функции органа конституционного контроля вы­полняет, в соответствии с п. 8 ст. 67 Конституции Туркменистана,