logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 4. Законодательные органы

Место законодательных органов в системе органов власти

Конституции большинства латиноамериканских стран, как старые, так и новейшие, определяют и закрепляют в правовой форме важную роль законодательных органов власти, предпола­гая, что путем принятия законодательства они должны опреде­лять политику государства, являться центром всей системы госу­дарственных органов; декларируют те начала, на которых долж­ны быть построены государственные органы. Но конституционный и фактический статус законодательных ассамблей в странах Ла­тинской Америки до недавнего времени настолько расходился, что реальное представление об их действительной роли мог дать лишь анализ всех основных факторов, воздействующих на зако­нодательные органы власти.

В период существования диктаторских режимов законодатель­ный орган иногда сохранялся, но ему отводилась особая роль в политической системе. Например, за время правления диктатора X. Гомеса в Венесуэле быгло принято семь конституций (1909, 1914, 1922, 1925, 1928, 1929 и 1931 гг.). Все они отводили своеобразное место конгрессу, который должен был олицетворять некоторые атрибуты "представительной демократии". Формально конгресс быгл наделен полномочиями утверждать все эти многочисленные кон­ституции, принимать другие законы и избирать президента. Но фактически конгрессу отводилась роль канцелярии, которая лишь штамповала решения, навязываемые диктатором и угодные толь­ко ему.

В целом нет сомнения в том, что роль законодательных орга­нов стран Латинской Америки в системе государственных органов традиционно относительно слабая по сравнению с той, что игра­ли и пока еще продолжают играть в этой системе президент и правительство. Объясняется это различными факторами обществен­но-политической жизни латиноамериканских стран — социально-экономического, политического и исторического характера. Опре­деленным образом сказалось здесь и отсутствие в колониальный период их истории самостоятельных законодательных органов, длительное господство диктаторских режимов, незначительное развитие парламентских традиций и т. п.

Выдвигаемая зарубежными исследователями в качестве ос­новной теория о верховенстве парламента в странах Латинской Америки на практике не подтверждалась, что вынуждены были

власти, когда выезд президента за границу без официальной сан­кции конгресса рассматривается как халатное оставление им сво­его высокого государственного поста.