logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 7. Избирательное право и избирательные системы

техника, но даже она не в состоянии ликвидировать систему зло­употреблений при подсчете голосов. Как правило, в практике про­ведения выборов самое большое количество протестов по нару­шению избирательных законов предъявляется именно в отноше­нии процедуры подсчета голосов и определения победителей.

Наиболее частые нарушения правил подсчета голосов могут сводиться к следующему:

• искусственное увеличение числа поданных в избирательном округе бюллетеней, когда при подсчете бюллетеней оказыва­ется больше, чем зарегистрированных избирателей. Выход из такого положения, в котором выборы следовало бы признать недействительными, избирательные комиссии находят в сле­дующем: наугад уничтожается столько бюллетеней, насколь­ко их количество превышает количество зарегистрирован­ных избирателей, а затем начинается официальный подсчет оставшихся бюллетеней;

• искусственное увеличение числа поданных голосов за како­го-либо одного кандидата, т. е. прямая фальсификация ре­зультатов голосования;

• прямая приписка голосов, поданных за одного кандидата, другому кандидату. Разумеется, такие приемы подсчета го­лосов являются прямым искажением волеизъявления изби­рателей и представляют собой грубое нарушение избира­тельных законов, за что может последовать уголовная от­ветственность.

Для определения результатов голосования используются спе­циальные избирательные системы, т. е. установленный законом или другим нормативным актом способ определения результатов голо­сования и порядок распределения мандатов между партиями. Тра­диционными и наиболее распространенными избирательными сис­темами являются две: система пропорционального представитель­ства (пропорциональная) и система большинства (мажоритарная). Они в свою очередь имеют несколько разновидностей. В отдельных странах встречается смешанная система. Большинство стран ис­пользуют и ту и другую системы в зависимости от вида выборов.

Мажоритарная система предполагает, что для избрания кан­дидат должен получить большинство голосов избирателей данно­го округа или страны в целом (если речь идет о выборах прези­дента). Она может применяться в одномандатных округах, тогда каждая партия выставляет только одного кандидата, и избира­тель голосует за кандидата той или иной партии. Если система большинства применяется в многомандатных округах, партия вы­ставляет сразу целый список своих кандидатов, и избиратель го­лосует не за отдельных кандидатов, а за партийный список в це­лом. Партийный список, собравший большинство голосов, забира­ет все мандаты по данному округу.

Мажоритарная система предусматривает распределение ман­датов таким образом, что кандидат или политическая партия,