logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 3. Порядок формирования органов местного самоуправления

144

переизбираться полностью. Численный состав органов местного самоуправления также различен, как правило, от нескольких де­путатов до нескольких десятков. В муниципальные советы столиц государств, как правило, избирается более ста советников. Вы­борные муниципальные советы юридически возглавляют муници­пальный аппарат управления, который осуществляет оператив­ную работу по руководству всей деятельностью муниципалитета. Срок полномочий депутатского корпуса органов местного самоуп­равления различен. В ряде кантонов Швейцарии он составляет 3—4 года, в Швеции, Норвегии, Португалии, Испании, Велико­британии, Дании, Голландии, ФРГ (ряд земель) • — 4 года, в Ир­ландии, Турции, Италии, на Кипре — 5 лет, в ряде земель ФРГ, Австрии — 5—6 лет, в Бельгии, Франции, Люксембурге — 6 лет.

Законодательством ряда стран предусмотрены особые требо­вания к лицам, намеревающимся занять должности в органах ме­стного самоуправления: годность к военной службе, обязательное проживание или место работы в пределах территории органа ме­стного самоуправления, уплата местных налогов и т. д. В латино­американских странах в соответствии с действующим законода­тельством не могут быть избраны алькальдами и муниципальны­ми советниками члены любых законодательных органов, министры правительства, государственные служащие, служащие в воору­женных силах и полицейских формированиях, служащие муници­палитетов, члены судебной власти, нотариусы и их помощники, члены избирательных комиссий и другие лица. Важно отметить, что в ряде зарубежных стран законодательством предусмотрен порядок досрочного отзыва депутатов местных представитель­ных органов посредством голосования избирателей. А характерной особенностью муниципального самоуправления Мексики, напри­мер, является то, что председатели и советники муниципалите­тов, избранные прямым народным голосованием, не могут быть переизбраны на непосредственно следующий срок. Должностные лица органов местного самоуправления, назначенные на долж­ность независимо от ее наименования, не могут быть избраны непосредственно на следующий срок даже на другую должность в данном муниципалитете.

В соответствии с Конституцией законодательные органы мек­сиканских штатов большинством в две трети голосов своих членов могут приостановить деятельность муниципалитетов, объявить об их ликвидации и приостановить либо аннулировать мандат любо­го их члена по одному из предусмотренных законами штатов се­рьезных оснований в любое время и при условии, что указанные члены муниципалитета имели достаточные возможности для пред­ставления доказательств и привлечения защитников, если это, по их мнению, необходимо. В случае объявления о ликвидации му­ниципалитета или в силу отставки либо абсолютной неспособности большинства его членов выполнять свои обязанности и невозмож­ности назначить новые выборы, законодательный орган штата

145 Глава 11. Местное самоуправление в зарубежных странах

назначает из жителей данной местности членов муниципального совета на оставшийся срок. В случае прекращения выполнения обязанностей каким-либо членом муниципального совета его мес­то занимает заместитель, избранный одновременно с членом му­ниципального совета, а дополнительные выборы не проводятся. Если заместители выполняют возложенные на них обязанности даже в течение только оставшегося срока, они по закону не мо­гут быть избраны на непосредственно следующий срок в качестве членов муниципального совета.

По-разному регулируется вопрос о совмещении депутатских мандатов: от разрешения совмещать сразу несколько мандатов (в Дании — на местном, региональном и парламентском уровне), а также системы двойного мандата на местном и региональном уров­не (Норвегия, Швеция, Дания, Великобритания, Ирландия, Гол­ландия, ФРГ), до одного депутатского мандата (Австрия, Бель­гия, Франция). Австрия в виде исключения допускает совмещение мандата самого нижнего уровня с самым верхним (парламентс­ким). В Италии не допускается совмещение мандатов на одном уровне (региональном, провинциальном или муниципальном), а также с мандатом члена парламента. В Люксембурге член местно­го органа самоуправления может одновременно быть членом на­ционального парламента и Европарламента и т. д.

Очень часто численный состав органов местного самоуправ­ления может определяться в минимальном и максимальном исчис­лении, а постоянный состав определяется численностью населе­ния данного района. В Республике Перу, например, прямо уста­новлено, что в муниципалитетах с численностью жителей до 500 человек избирается алькальд и 5 муниципальных советников, от 500 до 1000 человек избирается алькальд и 8 советников и т.д. Такая регламентация численного состава местных представитель­ных органов предохраняет от чрезмерного увеличения их состава, и, следовательно, увеличения расходов на выборы.

На выборах в органы местного самоуправления обычно до­вольно высок процент абсентеистов, т. е. не участвующих в голо­совании (в США, например, до 1/3 всех зарегистрированных из­бирателей). В странах, где введен обязательный вотум, этот про­цент, разумеется, достаточно высок.

По структуре органы местного самоуправления, как прави­ло, однопалатные. Двухпалатное построение этих органов чрез­вычайно редко (муниципальный совет Нью-Йорка, например). Структура муниципального органа, как и его численный состав, определяется размерами территории и численностью населения. Основной формой деятельности органов местного самоуправления являются сессии, проведение которых регулируется местным за­конодательством. В низовых территориальных подразделениях эти сессии проводятся довольно часто (в США — один-два раза в месяц, в Великобритании — ежемесячно). Сессии вышестоящих органов проводятся 1 раз в квартал или полугодие. Могут прово­