logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 20. Основы конституционного права Испании

зации, компетенции или функционированию самого Государствен­ного совета, и др.

Осуществление Государственным советом консультативных функций оказывает, как правило, существенное влияние на при­нятие Правительством важнейших государственных решений.

Взаимоотношения Правительства с парламентом

Взаимоотношения Правительства с парламентом регулируются специальным разделом Конституции Испании. Конституция пря­мо закрепляет солидарную ответственность Правительства за свою политическую деятельность перед Конгрессом депутатов. Вместе с тем обе палаты Генеральных кортесов могут затребовать через своих председателей любую информацию и содействие, ко­торые им потребуются от Правительства или его департаментов, и потребовать личного присутствия членов Правительства на сво­их заседаниях. В свою очередь члены Правительства имеют дос­туп на заседания палат и их комиссий и вправе выступать на них. Палаты парламента могут вносить интерпелляции и запросы Пра­вительству и любому из его членов. На подготовку ответа на ин­терпелляции и запросы регламентами палат установлен минималь­ный срок в одну неделю.

Важнейшие принципы взаимоотношений испанского Прави­тельства и парламента касаются вопроса вотума доверия. Вопрос о доверии Правительству сначала обсуждается на заседании Со­вета министров и после его утверждения может быть поставлен перед Конгрессом депутатов. По своей инициативе Конгресс депу­татов может поставить вопрос о политической ответственности Пра­вительства, приняв абсолютным большинством голосов резолюцию осуждения.

По своей инициативе Конгресс депутатов может вынести Правительству так называемый "конструктивный вотум недо­верия", заимствованный из конституционного права ФРГ и пред­полагающий одновременно с вынесением резолюции осуждения предложение о новой кандидатуре председателя Правительства. Причем резолюция осуждения может быть предложена как мини­мум 1/10 частью депутатов. Резолюция осуждения не может быть поставлена на голосование ранее чем через 5 дней со дня ее вне­сения. В течение двух первых дней этого периода могут быть вне­сены альтернативные резолюции. Это так называемый период "ох­лаждения", известный конституционному праву многих европейс­ких стран. Если резолюция осуждения не была принята Конгрессом депутатов, подписавшие ее депутаты уже не могут вносить дру­гую резолюцию осуждения в течение работы текущей сессии.

Если Правительство ставит вопрос о доверии и Конгресс де­путатов отказывает ему в доверии, Правительство подает Коро­лю заявление об отставке, после чего в соответствии с нормами Конституции назначается новый председатель Правительства.