logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 10. Правительство в зарубежных странах

Во всех странах, включая президентские республики, кон­ституционное законодательство предусматривает возможность привлечения главы исполнительной власти или члена правитель­ства к судебной ответственности за совершение преступных дея­ний. Обвинение предъявляется парламентом или нижней палатой по весьма ограниченному кругу оснований. Рассмотрение и реше­ние дела по существу отнесено к юрисдикции верхней палаты (США), конституционного суда (Италия, ФРГ) или специально образуемого для этих целей судебного присутствия во Франции. Это Высокая палата правосудия, при суде над президентом, или Палата правосудия, если речь идет о члене правительства.

Действенность контроля за исполнительной властью в раз­личных странах неодинакова. Там, где одна партия или организа­ционно оформленный блок контролируют парламентское большин­ство, возможность оппозиции добиться выражения недоверия пра­вительству практически сведена к нулю. В странах, где отсутствует устойчивое большинство, институт ответственности используется более активно. Однако вынесение вотума недоверия не обязательно приводит к радикальному изменению правительственной полити­ки. Зачастую оно даже не влечет за собой серьезных изменений в составе правительства.

Практика знает не так уж много случаев привлечения членов правительства к судебной ответственности. В Великобритании, где впервые появилась процедура импичмента, она не применялась с 1806 года. Тем не менее в последние годы явно возросло число судебных дел, возбужденных против бывших руководителей и членов правительства. Например, дело Андреоти — бывшего гла­вы правительства Италии (связи с мафией), дело Фабиуса — быв­шего премьер-министра Франции (обвинение, связанное с вич-инфекцией), ряд дел, связанных с финансовыми злоупотреблени­ями в Японии, и др.

В большинстве освободившихся стран институт парламент­ской ответственности (там, где он предусмотрен) практически не действует, и выражение недоверия правительству — явление весьма редкое.

В афро-азиатских странах известны случаи привлечения к судебной ответственности бывших глав государств или правительств (например, бывшего центральноафриканского императора Бокас-сы и диктатора И. Амина в Уганде, повинных в преступлениях геноцида и иных преступных деяниях, вплоть до каннибализма). Однако судебные процессы состоялись уже после их свержения. Случаи судебной расправы имели место в некоторых странах в отношении патриотических деятелей. Например, смертный приго­вор был вынесен после военного переворота бывшему премьер-министру Пакистана А. Бхутто.

Институты парламентской и судебной ответственности при всех их недостатках в отдельных странах остаются одним из самых ради­кальных средств контроля за деятельностью исполнительной власти.