logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 4. Порядок работы парламента. Законодательная процедура

125

ли выступить многие желающие. Прием "кенгуру" дает Спикеру английского Парламента право самому решать, какие из имею­щихся поправок будут поставлены на голосование. Допускается решение об отсрочке прений для выяснения определенных вопро­сов. Применяются также такие приемы, как "перерыв в заседании для проверки кворума", "предварительный вопрос". В парламент­ской практике Великобритании это заключается в следующем: ставится вопрос о том, следует ли сразу провести голосование по обсуждаемому законопроекту. Если решение отрицательное, рас­смотрение законопроекта откладывается, а при положительном решении проводится немедленное голосование без дальнейшего обсуждения законопроекта.

В Сенате США, где ранее не было формальных ограниче­ний для выступлений сенаторов, некоторые из них прибегали к "флибустьерству". Чтобы провалить неугодный им законопроект, они выступали с многочасовыми речами, в результате чего пала­та не успевала его принять, если он был поставлен на обсужде­ние незадолго до окончания сессии. Возмущение такой практикой привело к тому, что в регламент Сената было внесено правило, ограничивающее "флибустьерство".

В процессе обсуждения законопроектов правительство обла­дает рядом преимуществ. Например, в некоторых парламентах допускается "голосование без прений". Правительство, заручив­шись поддержкой комиссии и большинства депутатов, вправе по­требовать перехода к голосованию сразу после получения заклю­чения комиссии по законопроекту. Но если согласия большинства получить не удается, правительство может добиться проведения "укороченных прений", в которых участвуют только лица, имею­щие отношение к законопроекту и внесшие в него поправки, а также представитель правительства.

В некоторых странах, где соотношение политических сил правой, левой ориентации и центра неустойчиво, в регламенте и даже в конституции предусмотрен "институт прав меньшинства". Так, в Дании он включает в себя право 2/5 депутатов Фолькетин­га потребовать отсрочки обсуждения законопроекта на 12 дней, а в Финляндии 1/3 членов Эдускунты (парламента) может потребо­вать переноса законопроекта на первую сессию парламента нового созыва. Это не позволяет парламентскому большинству злоупот­реблять своим преимуществом.

Принятие законопроекта палатой

После третьего чтения при наличии кворума проводится го­лосование (в некоторых парламентах третьим чтением считается принятие законопроекта палатой). Как правило, за простой зако­нопроект должно быть подано большинство голосов присутствую­щих депутатов, а за конституционный —квалифицированное боль­шинство. В Финляндии требование квалифицированного больший­

126 Глава 9. Парламенты зарубежный государств

Преодоление разногласий между палатами

В двухпалатных парламентах после принятия законопроекта одной из палат он передается в другую, где обычно рассматрива­ется в том же порядке. Эта палата может принять предложенный законопроект полностью, внести в него поправки, дополнения или вообще отвергнуть.

Если права нижней палаты шире, чем верхней, возражения или поправки последней могут быть преодолены при повторном голосовании нижней палатой. Причем в одних странах (Испания) для этого требуется абсолютное большинство ее членов, в дру­гих — квалифицированное (Польша, Япония). В Великобритании для преодоления разногласий между палатами достаточно про­стого большинства членов Палаты общин, но такое голосование можно провести не ранее чем через год после ее первого реше­ния. Во Франции для преодоления разногласий создается смешан­ная комиссия на паритетных началах. Но если с ее помощью уда­ется прийти к согласованному решению, то правительство может потребовать, чтобы окончательное решение приняло Националь­ное собрание. В Румынии, если согласительная процедура не дала результатов, вопрос решается на совместном заседании палат.

Как правило, в тех странах, где палаты обладают равными правами в области законодательства, для преодоления разногла­сий между ними применяются два метода. Метод "челнока" зак­лючается в последовательной передаче законопроекта из одной палаты в другую, пока не будет принят идентичный текст либо отвергнут законопроект. Другой метод состоит в том, что создает­ся согласительная комиссия, которая вырабатывает согласован­ный текст законопроекта и передает его палатам. Они могут при­нять предложенный комиссией текст, отвергнуть законопроект либо вновь вернуть его в комиссию.

В большинстве стран бюджет считается законом, и в силу этого его обсуждение и принятие осуществляется в соответствии с законодательной процедурой. В некоторых же странах (Велико­

ства распространяется и на финансовые законопроекты. Во мно­гих странах при равенстве голосов проект считается отклонен­ным, но в Швеции и Финляндии в таких случаях проводится же­ребьевка. В некоторых же странах голос председателя является решающим.

Голосование в палатах может проводиться различными спо­собами. В последнее время все чаще стали использоваться маши­ны для голосования, и результат показывается на специальном табло. Но применяются еще и старые способы. Например, в ФРГ в Бундестаге существует так называемый "бараний прыжок": все депутаты покидают зал заседания и возвращаются через различ­ные двери в зависимости от того, как они голосуют — "за", "про­тив" или воздерживаются.