logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 4. Система государственных органов Великобритании

201

члены Кабинета принимаются в состав Тайного совета, если они до этого не обладали указанным членством.

Кабинет представляет собой группу министров, приглашае­мых Премьер-министром для обсуждения и принятия решений по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики страны.

Вопрос о численном составе Кабинета Премьер-министр ре­шает самостоятельно. Обычно это около двадцати человек.

Персональный состав также предопределяется Премьер-ми­нистром при назначении на важнейшие министерские посты. При формировании Кабинета должно соблюдаться единственное усло­вие: его члены обязаны заседать в одной из палат Парламента, с тем чтобы их деятельность находилась под постоянным парламент -ским контролем. При этом закон устанавливает обязательную кво­ту министров — членов Палаты общин, предопределяя, таким об­разом, участие в Правительстве членов Палаты лордов. Лорд-канцлер (спикер Палаты лордов) всегда входит в состав Кабинета.

"Внутренний кабинет". Это понятие стало устойчивым в последние годы политической жизни Великобритании. Оно охва­тывает группу ближайших советников и друзей Премьер-мини­стра, которые являются членами Кабинета. "Внутренний каби­нет" — неформальное объединение министров, не имеющее пра­вового статуса или структурной организации в рамках Кабинета министров.

Комитеты Кабинета. В рамках Кабинета министров по тра­диции, начиная с XIX в., создаются комитеты для рассмотрения различных вопросов внутренней и внешней политики. Названия комитетов и их количество законодательно не определяются, а решаются эти вопросы внутри Кабинета преимущественно Пре­мьер-министром. Обычно создаются комитеты по следующим на­правлениям работы Правительства: 1) обороны и внешней полити­ки; 2) законотворчества (подготовка правительственных законо­проектов и делегированного законодательства); 3) внутренней безопасности и социальных вопросов; 4) экономической политики и планирования. Наряду с традиционными могут создаваться ко­митеты аС пос. Например, в 1969 г. — по проблемам Родезии, в 1982 г. — по Южной Атлантике (в связи с Фолклендским кризи­сом).

Функции Кабинета министров. Основные направления дея­тельности Кабинета министров вне зависимости от его политичес­кой ориентации и партийного состава были определены в прави­тельственном докладе в 1918 г. и с тех пор принципиально не изменились: 1) окончательное определение политического курса государства, выносимого на обсуждение и утверждение Парла­мента; 2) осуществление контроля за тем, чтобы аппарат испол­нительной власти действовал в соответствии с политической лини­ей, определенной Парламентом; 3) постоянная координация и раз­граничение сфер деятельности министерств и ведомств.

201