logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 21. Основы конституционного права кнр

кадровых вопросов местного значения, в том числе (в период между сессиями СНП) они назначают и смещают заместителей губерна­торов провинций, председателей автономных районов, мэров го­родов и т. д., а в случае невозможности выполнения функций гу­бернаторами провинций, председателями автономных районов и т. д., определяют кандидатуры временно исполняющих обязанности. Постоянные комитеты СНП могут изменять или отменять ненад­лежащие решения нижестоящих местных СНП. В свою очередь в период между сессиями местных СНП постоянные комитеты СНП провинций, автономных районов и городов центрального подчине­ния имеют право принимать местные установления с последую­щим уведомлением Постоянного комитета ВСНП и Государствен­ного совета.

В 1995 г. в КНР была проведена существенная реформа мест­ных органов власти и, в частности, в волостном звене была введена должность председателей СНП волостей, национальных волостей и поселков (ранее функции этих должностей выполняли соответствен­но волостные старшины и поселковые старосты), что должно спо­собствовать совершенствованию государственного механизма на низовом уровне и более четкому разделению полномочий между органами власти и управления. Председатели СНП волостного зве­на и его заместители организуют работу депутатов в период между сессиями, поддерживают с ними постоянную связь, реализуют пред­ложения, критические замечания и мнения населения.

Местные СНП создают в качестве своих исполнительных ор­ганов, государственных административных органов на местах ме­стные народные правительства. Законодательство устанавливает систему "двойного подчинения" местных правительств: с одной стороны, они ответственны перед избравшими их собраниями на­родных представителей, а с другой — перед вышестоящими на­родными правительствами. Все местные народные правительства как государственные административные органы находятся под единым руководством Государственного совета и ему подчиняют­ся. Сроки полномочий народных правительств совпадают со сро­ками полномочий избравших их местных СНП (уездные и выше­стоящие правительства — 5 лет, волостные, национальных воло­стей и поселковые — 3 года). В состав местных народных правительств входят их главы (губернаторы в провинциях, мэры в городах центрального подчинения, председатели в автономных районах и т. д.), их заместители, ответственные секретари (на­чальники секретариатов), начальники департаментов, управлений и комиссий и других рабочих органов местных народных прави­тельств. Глава правительства, его заместители и ответственный секретарь образуют постоянное бюро правительства. В регулярно проводимых пленарных заседаниях принимают участие все чле­ны правительства.

Местные народные правительства, реализуя решения мест­ных СНП и их постоянных комитетов, а также вышестоящих ор­

Административно-территориальное устройство

297

ганов государственной администрации, принимают необходимые меры по выполнению местных народнохозяйственных планов, осу­ществляют всю административно-управленческую работу на соот­ветствующей территории в области экономики, образования, куль­туры, общественной безопасности, национальных отношений и т. д. Объем полномочий местных народных правительств в зависимос­ти от их уровня различен. В частности, правительства уездного и вышестоящего звена руководят работой не только своих функци­ональных подразделений, но и нижестоящих народных прави­тельств и могут изменять либо отменять ненадлежащие постанов­ления и распоряжения нижестоящих органов государственной ад­министрации. Народные правительства низового звена подобными полномочиями не располагают. В соответствии с законом, народ­ные правительства провинциального уровня могут разрабатывать административные установления, которые должны соответство­вать законам и административным установлениям Государствен­ного совета.

Местные народные правительства, как правило, имеют це­лую систему своих рабочих органов и многочисленный штат со­трудников, например, на провинциальном уровне число различ­ных канцелярий, департаментов, комиссий и управлений может доходить до 50—60. Несколько меньший рабочий аппарат имеет­ся в уездном правительственном звене. Некоторые уезды в свою очередь могут делиться на районы, в которых создаются упра­вы, являющиеся делегированными органами народных прави­тельств. В кварталах (микрорайонах) городских районов и горо­дов, не имеющих районного деления, создаются квартальные канцелярии — делегированные органы районных правительств, в задачи которых входит работа среди населения по поручению местных правительств, руководство работой комитетов населе­ния, передача предложения населения в низовые органы госу­дарственного управления. На уровне кварталов функционируют организации самоуправления ("самодеятельные организации") — комитеты городского и комитеты сельского населения по месту жительства, действующие под руководством создаваемых в них партячеек КПК. Эти организации, с одной стороны, решают все местные вопросы самоуправления в данном квартале, а с дру­гой — местные правительства возлагают на них некоторые ад­министративные функции, например, охраны общественного по­рядка, закупки зерна, набора в армию, помощи особо нуждаю­щимся, разрешения возникающих между жителями споров, передачи предложений и пожеланий населения в народные пра­вительства и т. д.

Что касается низового (волостного) звена, то состав прави­тельства здесь невелик и включает в себя главу администрации (волостной старшина или поселковый староста), его заместителей и ответственного секретаря, в необходимых случаях может созда­ваться небольшой аппарат сотрудников.

298