logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 6. Политические партии и партийные системы

водящие должности перспективных лидеров, а с другой — для организаций для них массовой поддержки, без чего успешная по­литическая карьера невозможна.

При этом речь идет не только о собственно партийных лиде­рах. Теснейшим образом взаимодействуя и с массовыми обществен­ными организациями, и с государственными структурами, борясь за расширение своего влияния, политические партии продвигают своих людей по всем направлениям, выполняя роль своеобразно­го отдела кадров и для государственного аппарата, и для обще­ственных организаций. Среди политической элиты практически всех ведущих стран мира сегодня невозможно встретить ни одного по­литика, не прошедшего школы партийного отбора и воспитания.

Вторая группа функций политических партий связана с их местом и ролью в жизнедеятельности конституционных институ­тов власти. В данном случае четко прослеживается значение по­литических партий как органической части государственного ме­ханизма. При этом прежде всего необходимо отметить следую­щие функции политических партий:

1. На деятельности политических партий держится практи­чески весь процесс формирования представительных органов вла­сти, организации и проведения избирательных кампаний. Партии занимаются подбором и выдвижением кандидатов в депутаты; они организуют масштабную рекламно-пропагандистскую кампанию, обеспечивая своим кандидатам поддержку избирателей; они фи­нансируют предвыборные расходы, используя для этого как соб­ственные средства, так и частные пожертвования, сбор которых чрезвычайно трудоемок; в ряде стран они участвуют в формиро­вании избирательных комиссий и даже сами печатают избира­тельные бюллетени; представители партий следят за ходом голо­сования, всегда присутствуют при выдаче бюллетеней и подсчете голосов.

2. Партии обеспечивают эффективную работу парламента, вся внутренняя организация которого структурно "привязана" к деятельности политических партий. При формировании руководя­щих органов палат и парламентских комиссий, как известно, преж­де всего учитывается партийная принадлежность депутатов. Сами комиссии создаются исключительно на партийной основе, причем таким образом, чтобы баланс политических сил в каждой комис­сии строго соответствовал балансу сил в палате в целом. Цент­ральная движущая сила законодательного процесса — парламент­ские группы (партийные фракции). Опираясь на механизм партий­ной дисциплины в ходе голосования, политические партии де-факто предопределяют социально-политическое содержание за­конодательства, а в ряде случаев и сам характер взаимоотноше­ний между законодательной и исполнительной властью, заметно корректируя конституционные схемы.

3. Партии формируют и предопределяют общий политичес­кий курс правительства. В современном мире все правитель­