logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 12. Конституционное регулирование внешней политики

тельства в сфере внешних сношений основывается на конституци­онных соглашениях, в силу которых королевская прерогатива на ведение внешних дел государства целиком и полностью передает­ся правительству: в этой сфере оно может действовать самостоя­тельно, не испрашивая предварительной санкции парламента. Что касается Соединенных Штатов, то здесь конституционное регули­рование внешнеполитических полномочий правительства основы­вается на прерогативах в сфере внешних сношений главы государ­ства — Президента. Полномочия последнего, как это уже отмеча­лось выше, базируются не столько на положениях конституции, сколько на сложившейся практике и конституционном обычае, закрепленном решениями Верховного суда.

Конституции зарубежных государств лишь в самом общем плане определяют содержание внешнеполитической компетенции правительства. Реальный объем его внешнеполитических полно­мочий определяется в ходе политической практики, на формиро­вание которой оказывают влияние целый ряд факторов внутрипо­литического и внешнеполитического характера.

Решающая роль в формировании и проведении внешнеполи­тического курса правительства принадлежит его главе. Глава правительства обладает следующими полномочиями в сфере внешних сношений:

• решающая роль в разработке и проведении внешнеполити­ческого курса государства;

• участие в назначении и освобождении руководящих работни­ков внешнеполитической службы;

• определение внешнеполитической компетенции правитель­ственных органов, министерств и ведомств;

• проведение переговоров и заключение внешнеполитических соглашений.

Влияние главы правительства на внешнюю политику своей страны увеличивается вследствие того, что он один располагает исчерпывающей информацией во внешнеполитических вопросах. Информация поступает к нему по различным каналам, в том чис­ле благодаря ставшим регулярными встречам на высшем уровне с главами государств и правительств зарубежных стран.

Для оказания помощи главе правительства в реализации его внешнеполитических полномочий при нем создается вспомогатель­ный аппарат, структура, функции и порядок деятельности кото­рого имеют специфику в каждой из зарубежных стран. Если в Великобритании это сравнительно немногочисленный секретари­ат Премьер-министра, то в США — огромное и решающее ши­рокий круг вопросов Исполнительное бюро при президенте. Все эти ведомства создаются по распоряжению главы правительства и подчиняются непосредственно ему. Нередко роль этих органов выходит за рамки вспомогательных и консультативных и приобре­тает политический характер.