logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 3. Президент и правительство. Форма правления

337

писанные ему конституцией и действующим законодательством. По существу стало политической традицией, когда президент выступает в роли инициатора "чрезвычайного"законодатель-ства и введения чрезвычайного положения на территории всей страны или в отдельных ее частях. Многие латиноамериканские страны перманентно живут в условиях чрезвычайного положе­ния, причем по инициативе президента такое положение может продлеваться в течение длительного периода времени. Конститу­ция Чили, например, дает право президенту вводить в стране четыре вида исключительного положения, в силу действия кото­рых конституционные права и свободы граждан временно приос­танавливаются. Согласно этой Конституции причинами для объяв­ления осадного положения, особого положения, чрезвычайного положения и бедственного положения могут быть: внешняя вой­на, внутренняя война, внутренние потрясения, чрезвычайные обстоятельства и общественные бедствия, причем все указанные причины, кроме внешней войны, отнесены к причинам внутрен­него характера. Конституция закрепляет и полномочия президен­та, связанные с объявлением любого вида исключительного поло­жения. Он может приостанавливать или ограничивать личную сво­боду граждан, право на собрания, свободу информации и выражения мнений, право на труд, на объединения в ассоциации и профсоюзы, вводить цензуру на корреспонденцию и средства связи, накладывать определенные ограничения на имуществен­ные права граждан, ограничивать свободу передвижения, высы­лать граждан из страны, запрещать им въезд в страну и т. д.

В абсолютном большинстве латиноамериканских стран пре­зидент является главой правительства, возглавляя кабинет ми­нистров. Кабинет министров не носит конституционного статуса; его состав, порядок формирования, ответственность и способ фун­кционирования устанавливаются обычно на основе политической практики главой правительства — президентом. Традиционно ка­бинет министров рассматривается самим президентом и тракту­ется латиноамериканскими исследователями как сугубо рабочий орган при президенте, своеобразный аппарат "помощников" пре­зидента. Такое откровенно приниженное положение кабинета министров призвано подчеркнуть главенствующую роль самого президента в системе государственных органов. Политическая прак­тика предполагает назначение в состав кабинета министров дове­ренных лиц президента, своеобразную раздачу государственных постов для тех деятелей его партии, которые в большей мере способствовали его победе на выборах.

Президенту принадлежит руководящая роль в делах прави­тельства: он осуществляет надзор за деятельностью кабинета министров, председательствует на его заседаниях, определяет повестку дня заседания кабинета и решает все основные вопро­сы деятельности правительства. При принятии правительствен­ных решений мнение президента является определяющим. Ему

338