logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 10. Правительство в зарубежных странах

того или иного политического деятеля. В некоторых странах (Бель­гия, Нидерланды и др.) в этом случае назначается не премьер-министр, а форматор правительства, который проводит закулис­ные переговоры с руководством партий, представленных в парла­менте (нижней палате). В случае неудачи переговоров форматором назначается новое лицо. В результате правительственный кризис нередко затягивается на весьма длительный срок. Известны слу­чаи, когда (например, в Нидерландах) правительственные кризи­сы длятся месяцами. В случае, если прийти к соглашению не уда­ется, назначаются досрочные парламентские выборы. Однако, поскольку политические партии обычно опасаются слишком час­того голосования, на практике путем различного рода сделок до­стигаются компромиссные решения.

В ряде стран (ФРГ, Япония, Швеция и др.) применяется про­цедура, при которой глава правительства формально избирается парламентом или нижней палатой. В ФРГ кандидат на пост канц­лера предлагается президентом и считается избранным, если по­лучил абсолютное большинство голосов. В Японии в случае разно­гласий между палатами окончательное решение принадлежит Палате представителей. В Швеции избранным считается канди­дат, против которого не проголосовало большинство депутатов Риксдага. (Подобное правило привело к тому, что в октябре 1978 года в стране было сформировано правительство, распола­гавшее поддержкой лишь 10% депутатов.)

Сравнительно редко встречается практика, когда все члены правительства избираются парламентом. Один из немногих приме­ров такого рода — Швейцария, где Федеральный совет (прави­тельство) в составе семи человек избирается на совместном засе­дании обеих палат федерального собрания на срок полномочий нижней палаты.

На практике процедурные различия в порядке формирова­ния правительства в парламентарных монархиях и республиках хоть и имеют юридическое значение, не предопределяют ни его состав, ни программу. Решающая роль в формировании прави­тельства и назначении его главы принадлежит руководству поли­тических партий, располагающих парламентским большинством. Это приводит к тому, что вопрос о кандидате на пост главы пра­вительства предрешается заранее, если только одной из партий или ранее образованному блоку партий удастся захватить боль­шинство мест в законодательном органе. Нередко партия, находя­щаяся в оппозиции, уже заранее создает так называемый "тене­вой кабинет", который превращается в правительство, если партия добивается успеха на парламентских выборах. Подобная практика с некоторыми нюансами существует в Великобритании, Канаде, Австралии, ФРГ и ряде других стран.

Примерно таким же образом решается проблема формирова­ния правительства победившей партией в тех освободившихся стра­