logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 1. Конституция кнр

совой борьбы при диктатуре пролетариата", реализация ко­торого привела в Китае, как известно, к массовым политичес­ким репрессиям в годы "культурной революции". Более того, под­черкивается, что классовая борьба, борьба против "внутренних и внешних вражеских сил и элементов, подрывающих социалис­тический строй, в определенных рамках и в определенных фор­мах будет существовать еще в течение длительного времени". При этом само содержание понятий "внутренние и внешние вра­жеские силы и элементы" не конкретизируется, что дает воз­можность их произвольной трактовки и использования для обо­снования тех или иных действий во внутренней и внешней поли­тике.

Политика КНР по отношению к Тайваню закрепляется в кон­ституционных формулировках, определяющих Тайвань как "часть священной территории Китайской Народной Республики". Воссое­динение Тайваня с континентальной частью Китая определяется как важнейшая общенациональная задача, как "священный долг всего китайского народа".

Важное место занимает закрепление основ внешней полити­ки китайского государства (ибо "будущее Китая тесно связано с будущим всего мира") и ее пяти основных принципов: взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаим­ного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования. Вместе с тем Конституция отражает специфику внешней полити­ки КНР как государства социалистического типа: Китай "...реши­тельно выступает против империализма, гегемонизма и колониа­лизма; укрепляет сплоченность с народами различных стран мира; поддерживает справедливую борьбу угнетенных наций и развива­ющихся стран... "

Глава I "Общие положения" определяет сущность КНР как "социалистического государства демократической диктатуры на­рода, руководимого рабочим классом и основанного на союзе ра­бочих и крестьян" (ст. 1).

Статья 2 декларирует принадлежность всей власти в стране народу и определяет формы ее осуществления — "через Всеки­тайское собрание народных представителей и местные народные собрания различных ступеней", а также особое место представи­тельных органов власти в механизме государства: "Все государ­ственные административные органы, судебные органы и органы прокуратуры формируются собраниями народных представителей, ответственны перед ними и им подконтрольны" (ст. 3). В качестве принципа деятельности государственных органов определяется демократический централизм (ст. 3). Таким образом, закрепляет­ся социалистическая модель механизма осуществления государ­ственной власти, основанная на марксистской концепции полно­властия представительных органов типа советов и отрицающая принцип разделения властей.