logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 3. Полномочия высших органов государства

156

Наконец, важное место во внешнеполитическом механизме зарубежных государств принадлежит ведомствам иностранных дел. Они непосредственно осуществляют внешнюю политику того или иного государства: формулируют предложения и реализуют внешнеполитические установки государственного руководства, по­вседневно руководят дипломатическими представителями за гра­ницей, контролируют деятельность всех ведомств, которые в сво­ей работе затрагивают вопросы отношений с иностранными госу­дарствами и т. п. Конституции зарубежных государств не содержат положений, которые специально регламентировали бы внутрен­нюю организацию, компетенцию и порядок деятельности ведомств иностранных дел. Конкретные вопросы организации и полномочий внешнеполитических ведомств, как правило, решаются в специ­альных актах. Так, например, детальная регламентация структу­ры и компетенции германского Министерства иностранных дел содержится в Общем регламенте федеральных министерств.

Необходимо иметь в виду, что наряду со специализирован­ным ведомством внешних сношений внешнеполитической деятель­ностью занимаются также многие другие министерства и ведом­ства в связи с основным профилем своей деятельности. Так, ми­нистр обороны Франции несет прямую ответственность за оценку потенциального воздействия военных аспектов международной обстановки на принятие политических решений. Он ведет также переговоры со своими коллегами в иностранных государствах по проблемам оборонного характера.

Все более возрастающую роль в сфере внешних сношений играют органы, ведающие экономическими вопросами и вопроса­ми финансового сотрудничества. Так, например, все вопросы, которые касаются политики ФРГ в отношении ЕС и позиции Гер­мании в органах ЕС, решаются при непосредственном участии Министерства экономики ФРГ. Соответственно в системе этих ве­домств создаются подразделения, занимающиеся вопросами меж­дународных отношений (например, управление по международ­ным делам в министерстве экономики Франции).

Резкое возрастание числа органов, действующих в сфере внешних сношений, делает актуальной проблему координации их деятельности. Эту проблему в различных странах решают по-раз­ному. В США координацией занимается специальный орган при Президенте — Совет национальной безопасности, в рамках кото­рого действует ряд межведомственных комитетов и групп. В ФРГ получила распространение практика создания межминистерских комитетов на уровне статс-секретарей, руководителей отделов, подотделов, референтур (например, комитеты по делам НАТО, по европейской политике, безопасности и др.).