logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 5. Система государственных органов Франции

219

Современная Франция принадлежит к числу республик со смешанными формами правления. Ее зачастую называют полу­президентской, полупарламентской или страной с рационализи­рованным парламентаризмом. Суть дела, однако, заключается в том, что для Пятой республики характерно заметное усиление роли исполнительной власти и ослабление роли Парламента. Ина­че говоря, в рамках государственно-правовой системы Франции центр тяжести сместился от представительного органа к органу, осуществляющему исполнительную власть. Но дело не только в этом. Чрезвычайно важной правовой характеристикой республик со смешанными формами правления является существование би-цефалъной исполнительной власти. Ее носителями выступают Президент Республики и Правительство. Причем, в соответствии с Конституцией Президент наделен так называемыми собственны­ми, единоличными полномочиями, которые он может осуществ­лять самостоятельно. Это положение в какой-то мере напоминает ситуацию, существующую в президентской республике. Вместе с тем вооруженные силы и административный аппарат страны на­ходятся в ведении Правительства. Правительство Республики не­сет ответственность за свою деятельность перед Национальным собранием — нижней палатой Парламента. Это положение харак­терно, как известно, для стран с парламентскими формами прав­ления. Таким образом, государственный механизм Пятой респуб­лики претерпел существенные изменения по сравнению с тем, что имело место в предшествующей республике. Соответственно, и механизм реализации принципа разделения властей также из­менился. Тем не менее сам принцип сохраняет свое значение и государственные институты Франции функционируют на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Одна из существенных особенностей государственного меха­низма Пятой республики состоит в том, что его практическое функционирование напрямую зависит от того, совпадают ли пре­зидентское и парламентское большинство. В тех случаях, когда политические силы, поддерживающие Президента, одновремен­но контролируют Национальное собрание, роль Президента как носителя исполнительной власти заметно возрастает. Практичес­ки в этой ситуации он формирует Правительство из своих едино­мышленников и руководит его деятельностью.

Если политические силы, контролирующие Национальное собрание, не принадлежат к пропрезидентскому блоку, ситуация складывается совершенно иная. В этом случае в связи с существо­ванием института парламентской ответственности Президент вы­нужден назначить Правительство, представляющее оппозицион­ные ему силы. Возможности Президента по осуществлению ис­полнительной власти резко сужаются. Роль Правительства во главе с Премьер-министром заметно возрастает. Такую ситуацию при­нято называть "сосуществованием". Такая ситуация сложилась, в частности, в 1997 г., когда на досрочных парламентских выборах

220 Глава 16. Основы конституционного права Франции

Президент Республики

Президенту Республики принадлежит центральное место в системе государственных органов Пятой республики. Согласно ст. 5 Конституции он следит за соблюдением Конституции, обеспечива­ет нормальное функционирование государственных институтов, принимает меры по обеспечению национальной независимости и территориальной целостности, обеспечивает соблюдение между­народных соглашений и договоров. Президент Республики — вер­ховный главнокомандующий вооруженными силами страны, он производит назначение на высшие военные и гражданские долж­ности. Он представляет страну в международных отношениях, ве­дет международные переговоры и заключает международные до­говоры.

К числу собственных полномочий Президента относятся та­кие важные, как: назначение Премьер-министра, решение о дос­рочном роспуске Национального собрания, использование чрез­вычайных полномочий по ст. 16 Конституции и др. Французские исследователи политической жизни страны считают, что в период правления генерала де Голля имело место своего рода верти­кальное разграничение полномочий Президента и Правительства. Президент главным образом руководил осуществлением внешней и военной политики Франции. В постголлистский период утверди­лось своего рода горизонтальное разделение полномочий и компе­тенции. Решения наиболее общего политического характера при­нимаются Президентом, вся текущая работа по управлению стра­ной осуществляется Правительством. Однако ни та ни другая схема практически не работают в условиях "сосуществования". При та­кой ситуации Президент должен и обязан искать компромисса с Правительством, как, впрочем, ту же задачу должно решать и Правительство. В основном вопросы управления государственны­ми делами при такой ситуации сосредотачиваются в руках Прави­тельства. Однако большая часть единоличных полномочий Прези­дента сохраняется в неприкосновенности.

Президент Республики — высшее должностное лицо госу­дарства, его верховный представитель во всех актах внутриполи­тической и международной жизни.

Президент Республики избирается путем всеобщего, прямо­го, равного и тайного голосования. Срок полномочий — 7 лет. Ог­

победу одержала Французская социалистическая партия, в то вре­мя как глава государства опирается на поддержку правых и пра­воцентристских политических сил.

Три основные ветви власти представлены во Франции главой государства, Правительством, Парламентом и судами, которые возглавляются Кассационным судом, высшим судебным органом общей юрисдикции, и Государственным советом, высшим орга­ном административной юстиции.