logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 24. Конституционное право стран Латинской Америки

содержанием ее деятельности позволяет проводить через конг­ресс выгодное и нужное правительству и лично президенту зако­нодательство.

Латиноамериканские законодательные органы (каждая из палат) имеют свою комиссию по работе палаты, в которую вхо­дит председатель палаты, его заместители, а также руководите­ли парламентских фракций или блоков. Ее возглавляет председа­тель палаты. Обычно такая комиссия собирается на заседания не реже одного раза в неделю в период сессии законодательного орга­на и по мере необходимости — после ее окончания. Функции та­кой комиссии заключаются в подготовке планов работы палаты, проекта повестки дня сессии с пунктами, которые могут быть пред­ложены законодателям, в получении информации о состоянии об­суждения вопросов в постоянных комиссиях, в обеспечении прак­тических мер для эффективного проведения общих дебатов. При определении общей повестки дня сессии комиссия детально об­суждает и утверждает каждый пункт. Планы работы палаты и повестка дня каждого заседания, предложенные комиссией, ут­верждаются на открытых заседаниях всей палаты.

Большую роль в структурной организации палат играют по­стоянные комитеты. Эти комитеты образуются как в палате пред­ставителей, так и в сенате. Количество постоянных комитетов, их номенклатура, полномочия и порядок работы обычно регулиру­ются регламентами палат. В регламентах палат также предусмот­рен перечень постоянных комиссий, которые образуются палата­ми, и их численный состав. В частности, регламент Палаты депу­татов Аргентины предусматривает образование 26 постоянных комиссий, каждая из которых состоит из 15 членов. Редким ис­ключением является регулирование конституцией страны количе­ства и названия постоянных комитетов. Так, например, Конститу­ция Эквадора 1977 г. устанавливает, что Национальная палата представителей образует четыре постоянные законодательные комиссии в составе пяти депутатов каждая: 1) по гражданским и уголовным вопросам; 2) по труду и социальным вопросам; 3) по финансово-бюджетным и банковским вопросам; 4) по промышлен-но-аграрным, экономическим и торговым вопросам. По сложив­шейся парламентской практике, хотя такое правило в регламен­тах и не закреплено, комитеты сосредоточивают в своих руках основную часть действительной законодательной работы, поскольку все законопроекты после официального внесения в палату пере­даются на рассмотрение в соответствующий постоянный комитет, который фактически по своему усмотрению дорабатывает и до­полняет законопроект, может даже радикально изменить его как по форме, так и по содержанию. Кроме того, комитет обладает правом законодательной инициативы, от своего имени внося на рассмотрение палаты подготовленные законопроекты.

Конституциями или специальными законами предусматрива­ется образование специальных комитетов по расследованию,