logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 1. Предмет конституционного права зарубежных стран

ко характеризуется как политическое право, в чем усматривают прежде всего его специфику и отличие от других отраслей наци­онального права. (До сих пор нередко государствоведение отож­дествляют с политической наукой, а еще два-три десятилетия назад предпринимались попытки заменить преподавание конституцион­ного права преподаванием политических систем.)

Следует однако еще раз подчеркнуть, что нормами права могут быть урегулированы не все политические отношения. Сфе­ра политических отношений чрезвычайно широка и многообразна. В ее рамках возможны процессы, не подверженные воздействию права, и даже процессы неуправляемые. Следовательно, когда речь идет о конституционно-правовых отношениях, имеется в виду толь­ко та часть политических отношений, которые могут регулиро­ваться и реально регулируются нормами конституционного права. Это прежде всего отношения, связанные с реализацией прав и свобод человека, отношения, связанные с построением и функци­онированием государства и государственного механизма. Механизм властвования всегда носит политический характер, и обществен­ные отношения, регулируемые нормами конституционного пра­ва, возникают и формируются в той мере и в той степени, в кото­рой создание и функционирование властных механизмов описано и урегулировано нормами конституционного права.

Субъектами конституционного права, т. е. носителями прав и обязанностей, регулируемых нормами конституционного пра­ва, выступают, как и в других отраслях права, физические и юридические лица. В тех случаях, когда речь идет о физических лицах, имеются в виду лица, обладающие определенным право­вым статусом, обеспечивающим возможность пользования права­ми, санкционированными конституционным правом. Физические лица различаются по своему статусу. Объем прав, предоставляе­мых национальным конституционным правом, может оказаться различным в зависимости от того, состоит ли данное физическое лицо в гражданстве этого государства, является иностранцем или лицом без гражданства (апатридом). Соответственно националь­ное конституционное право каждого государства содержит опре­деленный блок правовых норм, регулирующих порядок приобре­тения и утраты гражданства, его статус, правовой режим иност­ранцев, правовой статус лиц без гражданства. Вместе с тем основополагающие, неотъемлемые и нерушимые права человека присущи каждому человеческому существу независимо от его правового статуса, независимо от того, распространяется или не распространяется на данное физическое лицо юрисдикция госу­дарства страны его пребывания. Если политические права, как правило, принадлежат гражданам (хотя и этот постулат консти­туционного права сегодня подвергается существенному пересмот­ру), то личные права и свободы принадлежат всем людям незави­симо от различий в их правовом статусе. И, конечно же, консти­туционное право любого государства должно гарантировать всем

12 Глава 1. Предмет, источники и система конституционного права

и каждому осуществление этих фундаментальных и неотъемле­мых естественных прав.

Неодинаков также и статус тех юридических лиц, организа­ция и функционирование которых урегулированы нормами кон­ституционного права. Прежде всего здесь следует иметь в виду то, что юридические лица, создаваемые на основе норм консти­туционного (публичного), а не частного права, и принадлежащие к категории публичных юридических лиц, могут обладать свой­ствами и полномочиями, которые не существуют у юридических лиц, действующих в сфере частного права. Отличие юридических лиц, образуемых и функционирующих на основе конституционно­го права, заключается в том, что они в той или иной степени могут принимать участие в осуществлении публично-властных пол­номочий. Это юридические лица, которым может быть доверено осуществление некоторых функций публичной власти, а так­же юридические лица, которые в силу своего статуса призваны участвовать в формировании институтов публичной власти и в осу­ществлении власти.

Также существенными оказываются правовые последствия того, выступает ли государство в качестве носителя публичной власти, либо участвует в частно-правовых отношениях, которые регулируются нормами не конституционного, не публичного, а частного права. Особенно это заметно в тех случаях, когда госу­дарство непосредственно участвует в торговом обороте, оказании платных услуг или осуществляет иную, по своему характеру час­тнопредпринимательскую, деятельность. Правовой режим государ­ственных корпораций, создаваемых с целью извлечения прибыли, по общему правилу аналогичен правовому режиму частных ком­паний и объединений, создаваемых с целью получения прибыли. Детальный порядок образования и функционирования юридичес­ких лиц публично-правового характера регулируется нормами публичного, причем преимущественно не конституционного, а административного, права.

В конституционно-правовой сфере существуют и действуют субъекты права, которые присущи именно этой области правоот­ношений. Так, в качестве субъекта конституционного права могут выступать отдельные социальные общности. Почти во всех со­временных государствах существуют территориальные самоуправ­ляющиеся коллективы, располагающие собственными выборными представительными органами, собственными административными органами, образующими в целом то, что принято именовать му­ниципальными властями. Эти территориальные самоуправляющи­еся коллективы обладают довольно широким кругом полномочий в сфере ведения преимущественно местных дел. Муниципальные органы на местах, представляющие интересы территориального коллектива, как юридического лица, органами государственной власти не являются. Хотя нередко им доверяется на практике реализация некоторых властных или государственно-властных