logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 3. Республиканская форма правления

358

цией в политической форме. В настоящее время в Ливане сложи­лись два основных блока политических сил — христианский и му­сульманский.

Одной из старейших политических партий Ливана является еди­ная Коммунистическая партия Сирии и Ливана, созданная в 1924 г. и существующая как самостоятельная ливанская партия с 1958 г.

Наиболее влиятельной среди мусульманских организаций является Прогрессивно-социалистическая партия (ПСП). Она опи­рается прежде всего на общину друзов (арабы, приверженцы од­ной из мусульманских шиитских сект). Партия активно призывает к единству арабских стран, борется против конфессионализма, за прогрессивные преобразования социально-политической жизни общества.

Другой влиятельной мусульманской партией является создан­ное известным шиитским лидером Мусой Садром Движение обез­доленных и его военная организация Амаль (Надежда), представ­ляющая крупнейшую из 15 религиозных общин Ливана. Руководя­щая роль в ней принадлежит сравнительно немногочисленной шиитской буржуазии и интеллигенции, а основу составляют пред­ставители городских низов и бедных крестьян.

У суннитов Ливана также есть своя конфессиональная поли­тическая организация "Хизб ат-таухид" (Партия единения), но она намного слабее Амаль. Объясняется это тем, что суннитская община в Ливане в целом находится в лучшем положении по срав­нению с шиитской, меньше пострадала от военных столкновений, перемещений населения и обнищания.

В Ливане действуют и давно существующие (традиционные, но маловлиятельные) партии панарабского толка — филиалы си­рийской и иракской Партии арабского социалистического возрож­дения (ПАСВ, или "Баас"), а также ряд насеристских организа­ций, наиболее влиятельной из которых является Народная насе-ристская организация (ННО).

Президентские республики. Сирийская Арабская Республика и Республика Ирак

Наибольшее распространение в арабских странах формаль­но или фактически получили однопартийные режимы в форме президентской республики, нередко авторитарного характера, хотя и с элементами парламентаризма. Это связано с рядом причин: образованием республик в результате победы в национально-ос­вободительных войнах или военных переворотов, стремлением офицеров к корпоративной форме государственного правления и сохранению завоеванной власти, естественным тяготением мелко­буржуазных и других промежуточных слоев к сильному режиму, способному обеспечить решение насущных социально-экономичес­ких задач. Важны также традиции арабо-мусульманской культу­ры, предпочитающие замещение высшего государственного по­

359 Глава 25. Конституционное право арабских стран и Израиля

ста харизматическим лидером или придающие лидеру черты ха­ризматического. Серьезное значение имеет роль сильной государ­ственной власти для урегулирования неодинаковых, нередко про­тивоположных интересов составных частей многоукладного обще­ства, а также различных народов и религий, тем более для обеспечения социально-политической устойчивости в обществе, раз­дираемом религиозными конфликтами.

В Египте после революции 1952 г. впервые в практике араб­ского мира был создан Совет руководства революцией — времен­ный орган власти, состоявший из военных. В дальнейшем эта фор­ма -коллективного правления представителей армии создавалась везде, где власть оказывалась в руках военных, хотя называлась она по-разному: Совет революционного командования в Сирии (1963 г.), Ираке (в 1963 г. и 1968 г.), Ливии и Судане (1969 г.), Верховный комитет руководства революцией в Йемене (1962 г.), Революционный совет в Алжире (1965 г.). Практически везде вре­менные формы военного правления были заменены президенте -кими (и, как правило, однопартийными) режимами с сохранением значительной роли военных в политической жизни. В Алжире, на­пример, неоднократно использовалась концепция двойной роли армии (военной и политической). В условиях военного правления в стране трижды проводились выборы низовых представительных органов на местах; которые ставились под прямой надзор воен­ных властей. Фактически создавалась, таким образом, республика без республиканских учреждений, га. е. это была особая форма президентско-милитарной республики.

Республики со средоточением решающей политической влас­ти в руках президента имеют различный социально-политический характер. В Сирийской Арабской Республике (САР) характер пра­вящего блока и форм его политической власти менялся после до­стижения независимости семь раз. Поэтому государственно-поли­тическое устройство Сирии, прошедшее сложный и многоэтап­ный процесс развития, несет в себе особенности различных типов республиканского строя: и парламентарной, и президентской рес­публики, однопартийного режима и военной диктатуры.

Правовые основы современного государственного строя Си­рийской Арабской Республики устанавливает Конституция, одоб­ренная в ходе всенародного референдума и вступившая в силу 13 марта 1973 г. (с 1943 г. седьмая по счету).

Конституция провозглашает, что суверенитет принадлежит народу, а граждане осуществляют свои права по управлению го­сударством и руководству обществом через избираемые демокра­тическим путем народные советы. Государство служит народу, а его органы заботятся об охране основных прав граждан и улучше­нии условий их жизни. Статья 8 Основного закона провозглашает Партию арабского социалистического возрождения (ПАСВ, или "Баас") руководящей силой общества и государства.