logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 3. Президент и правительство. Форма правления

338

руются конгрессом в нормативные акты, обладающие высшей юридической силой. Президенты латиноамериканских стран час­то используют такую форму осуществления законодательной инициативы, как законопроекты "пор энкарго", т.е. законопро­екты, вносимые отдельными депутатами, но по поручению пре­зидента. Естественно, что такие законопроекты принимаются конгрессом без особых трудностей. Законопроекты "пор энкарго" традиционно составляют от 30 до 50% всех вносимых в конгресс законопроектов. Исключительной прерогативой президента явля­ется внесение законопроектов по вопросам бюджета страны, уч­реждения новых административных должностей, увеличение жалованья правительственным служащим, изменений в органи­зации вооруженных сил и др. Для ускорения прохождения зако­нопроекта президент может объявить его "срочным", что обязы­вает соответствующую палату принять решение по законопро­екту в срок до 30 дней. Кроме права законодательной инициативы президент имеет значительные полномочия по подписанию при­нятых законодательным органом власти актов. Президент мо­жет наложить вето на законопроект, принятый конгрессом и на­правленный ему на подпись. Время, в течение которого прези­денту предоставлено право наложить вето на законопроект, обычно колеблется от 8 до 10 дней. Вето президента может быть преодолено абсолютным большинством членов каждой палаты законодательного органа. Если президент отклоняет законопро­ект по причине его неконституционности, а конгресс настаивает на его принятии, то законопроект направляется в верховный суд, который и дает свое окончательное заключение в течение не более 6 дней.

Полномочия президентов в странах Латинской Америки в об­ласти внешней политики довольно обширны. Они осуществляют общее руководство внешней и внешнеэкономической политикой, ведут международные переговоры и заключают межгосударствен­ные договоры, решают вопросы войны и мира, назначают послов в другие страны и принимают верительные грамоты у аккреди­тованных при них послов, принимают решения об установлении дипломатических отношений, о вступлении в международные организации и т. д. Поскольку кабинет министров — это простой исполнитель воли президента, на практике решение всех ключе­вых вопросов внешней политики страны является прямой пре­рогативой только президента, что предопределяет его господ­ствующее положение во всем внешнеполитическом механизме. В области международных отношений глава государства — прези­дент — провозглашается высшим представителем страны и в этом качестве не нуждается в получении специальных полномочий. Следует отметить одну специфическую особенность некоторых латиноамериканских конституций, которые запрещают президен­ту покидать государственную территорию без специального, официально оформленного разрешения законодательного органа

339 Глава 24. Конституционное право стран Латинской Америки