logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 5. Формы государства в зарубежных странах

партийного и государственного руководителя и главного идеолога режима. Очень часто такой режим отмечен также интеграцией правящей партии в государственный механизм и образованием партийно-государственной структуры (как, например, в Гвинее во времена президента Секу Туре). Такого рода режимы установ­лены или ранее существовали в ряде африканских стран (Габон, Камерун, Малави).

Конституционно-авторитарный режим может сосуществовать как с однопартийной, так и с квазимногопартийной системой, фак­тически исключая, однако, легальную возможность для оппози­ции подорвать положение правящей верхушки. Здесь весьма по­казателен пример Индонезии, где перемены в политическом ру­ководстве страны смогли произойти в результате широких массовых народных волнений, а не путем выборов в рамках де­мократической процедуры.

Разновидностью авторитарного режима является также кле­рикальный режим, обеспечивающий фактическое господство ре­лигиозной части населения, ее решающее влияние на полити­ческую жизнь в стране. Весьма отчетливо черты этого режима проявляются в современном Иране, где не президент, а так на­зываемый руководитель нации — факих— является первым ли­цом в государстве, соединяя в своих руках верховную государ-" ственную и религиозную власть. Факих избирается пожизненно из числа высших религиозных иерархов. Сложившийся в Иране го­сударственный режим обеспечил сосредоточение реальных рыча­гов власти в руках шиитского духовенства. Занимая ключевые посты в государственном аппарате, большинство мест в иранском парламенте — меджлисе, его представители оказывают решаю­щее влияние на формирование и проведение внутренней и внеш­ней политики государства. Соблюдение мусульманского кодекса поведения обеспечивают так называемые стражи исламской рево­люции (на практике это представляет собой тотальный контроль за поведением граждан). Естественно, что это ведет к многочис­ленным нарушениям прав и свобод граждан. Особенно страдают женщины, которые подвергаются политической, экономической и бытовой дискриминации.

Сильным влиянием мусульманского духовенства характери­зуются самодержавные режимы в ряде монархических государств Арабского Востока (Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн). В то же время в ряде дуалистических монархий (Иордания, Марокко) ус­тановился конституционно-авторитарный государственный режим со сложившейся практикой регулирования парламентской деятель­ности и ограниченной ролью оппозиции.

Политическое развитие новейшего времени обнаруживает тенденцию постепенной смены авторитарных режимов демократи­ческими. На Европейском континенте, за исключением государств — членов СНГ, практически не осталось государств с авторитарным режимом. Аналогичная тенденция проявляется и в странах Латин­