logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 10. Правительство в зарубежных странах

тельной власти выступает правительство как коллегиальный орган, оно формируется на основе специальной процедуры с участием парламента, должно пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладает собственными полномочиями, хотя на практике они нередко предоставляются не коллегиальному орга­ну, а руководителю правительства.

Весьма важное значение для характеристики и прогнозиро­вания правительственной политики имеет классификация прави­тельств по основанию их структуры и состава. Во многих стра­нах наблюдается процесс выделения в правительстве своего рода внутреннего кабинета, который и является зачастую действи­тельным носителем правительственной власти. Наиболее типичен в этом отношении пример Великобритании. Правительство этой страны, насчитывающее примерно 100 членов, практически не собирается в полном составе. Все важнейшие вопросы обсуждают­ся и решаются на заседаниях кабинета, который объединяет под руководством премьер-министра ведущих членов правительства (примерно около 20 человек), или еще более узкого по составу внутреннего кабинета.

По партийному составу различают однопартийные и коали­ционные правительства. Однопартийные правительства форми­руются, как правило, в тех парламентарных странах, где одна политическая партия располагает большинством в парламенте (Великобритания, Канада и др.). В освободившихся странах с од­нопартийными системами принадлежность к правящей партии является обычно обязательным условием участия в правительстве. Коалиционные правительства создаются обычно там, где ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства в парла­менте или в нижней палате. Например, коалиционные правитель­ства формируются и функционируют в Италии, странах Бени­люкса и др. В освободившихся странах коалиционные правитель­ства сравнительно редки, хотя они встречаются в таких странах, как Индия, Малайзия и ряде других.

В некоторых странах известны случаи формирования прави­тельства меньшинства. Оно возникает, как правило, тогда, ког­да отсутствует одна доминирующая партия, а создание коалиции в силу межпартийных противоречий оказывается невозможным. Согласно общепризнанной государственно-правовой доктрине, та­кое правительство не должно принимать принципиально важ­ные решения. Законодательство и практика устанавливают, что правительство, оказавшееся в меньшинстве (например, получив вотум недоверия в парламенте), занимается лишь текущими де­лами и продолжает свою деятельность до тех пор, пока не сфор­мировано новое правительство. Подобное правительство именуют "служебным" или "переходным", иногда используется термин "де­ловой кабинет". Государственно-правовая практика ряда стран знает также существование института временного правительства. Оно создается обычно в условиях смены режима, когда отменяется