logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 1. Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран 347

ституции парламентом. Такой порядок был введен, в частности, конституциями АНДР 1963 г., АРЕ 1971 г. и т. д.

Накануне получения независимости большинство стран Араб­ского Востока представляли собой феодальные или полуфеодаль­ные общества. Несмотря на различие юридических форм зависимо­сти от метрополий (Сирия, Ливия являлись подмандатными терри­ториями; Кувейт, Марокко — протекторатами; Алжир и Тунис — колониями, а Египту, Ираку и Ливану была формально предостав­лена независимость), все эти страны фактически оставались коло­ниями или полуколониями. В договорах с метрополиями были зак­реплены положения, серьезно ущемляющие суверенитет этих стран.

Отражением полуколониальной зависимости ряда стран явился факт принятия в них конституций еще в период между двумя мировыми войнами (Конституция Египта 1923 г., Ирака 1924 г., Ливана 1926 г., Трансиордании 1928 г., Сирии 1930 г., Кувейта 1939 г.). При этом в период господства европейских колонизаторов конституции составлялись лишь по западноевропейским образцам (Конституция Египта, например, была составлена по образцу Бель­гийской Конституции 1831 г., Конституция Ливана копировала Конституцию Франции 1875 г., Иракская Конституция синтезиро­вала положения ряда европейских конституций и т. д.). Эти кон­ституции отражали известный компромисс между национально-освободительным движением в этих странах и конституционными принципами капиталистических государств. Соотношение сил меж­ду ними отражалось в характере взаимоотношений законодатель­ной и исполнительной власти. Так, сильная и независимая от пар­ламента исполнительная власть была удобным орудием политики, проводимой метрополиями. Напротив, расширение прав законо­дательной власти соответствовало интересам национально-осво­бодительных сил. Из всех указанных конституций только ливанс­кая (1926 г.) с многочисленными поправками действует и в настоя­щее время.

Традиционной формой правления в странах Арабского Вос­тока была монархия, причем монархии чаще всего имели абсо­лютно-теократический характер. Абсолютные монархии сохрани­лись и после завоевания независимости в королевстве Саудовская Аравия, в княжествах Аравийского полуострова (Оман, входя­щие в ОАЭ эмираты). В других арабских странах после освобож­дения образовались конституционные монархии (Египет до 1953 г., Тунис до 1957 г., Йемен до 1962 г., Ливия до 1971 г., Иордания, Марокко, Кувейт, Бахрейн). В этих странах были приняты кон­ституции, провозглашено создание парламентов. Однако в ряде стран, поскольку конституции были "дарованы" правителями, были зафиксированы положения о том, что вся власть исходит от мо­нарха. Таким образом, парламентаризм остался во многих стра­нах лишь внешним прикрытием абсолютизма, не говоря уже о том, что типичной для этих стран ситуацией стал роспуск парла­ментов и отсутствие их созыва в течение многих лет. В некоторых

348 Глава 25. Конституционное право арабских стран и Израиля

других странах (Марокко, Ливия, Иордания и др.) до настоящего времени действуют правовые нормы мусульманского законода­тельства, основным источником права считается Коран. (Одним из проявлений действия религиозного фактора в монархиях являет­ся запрет деятельности политических партий, подрывающих един­ство мусульманской общины [уммы].)

В большинстве арабских стран конституционное развитие начинается только после второй мировой войны с закрепления в первых конституциях, принятых в 50—70-х годах, факта дости­жения политической независимости (Алжир, Тунис, Марокко, НДРЙ, Ливия и др.). А в феодально-абсолютистских монархиях первые конституции были приняты всего несколько лет назад (в Саудовской Аравии в 1992 г., в Омане в 1996 г.).

В условиях незавершенной социально-политической структу­ры и экономической многоукладное™ в арабских странах армия зачастую являлась единственной силой (к тому же вооруженной), способной организовать национально-освободительное движение, а затем и возглавить молодое государство, что в дальнейшем обус­ловило ее роль в политической системе арабских стран и было закреплено в конституциях. Так, в Конституции Алжира 1976 г. армии был посвящен целый раздел, на армию возлагалась обязан­ность участвовать "в развитии страны и строительстве социализ­ма". С другой стороны, борьба внутри военной элиты приводила к череде военных переворотов (особенно это было характерно для политического развития Сирии). Политическая нестабильность в странах региона отражается и в конституционной нестабильности. Спецификой арабского региона является распространение чрез­вычайного порядка отмены конституции, когда она утрачивает силу в результате государственного переворота. Обычно каждый такой переворот закрепляется принятием новой конституции. Примером могут служить свержение монархии в Египте (1952 г.), Ираке (1958 г.), Йемене (1962 г.), Ливии (1969 г.), "исправительное" дви­жение в Алжире (1965 г.) и т. д. В настоящее время в арабских странах действует только 3 относительно "старых" конституции (Ливана 1926 г., Иордании 1952 г., Туниса 1959 г.) с внесенными многочисленными поправками и дополнениями. В других странах региона принималось по нескольку конституций (в Сирии — 12, Египте — 5, Марокко — 4 и т. д.).

Результатом быстро меняющейся политической ситуации в арабских странах является наличие временных конституций, дей­ствие которых предполагается в рамках относительно короткого переходного периода. Временные конституции принимались в Егип­те (1958 и 1964 гг.), Кувейте (1962 г.), Судане (1964 г.), Сирии (1969 г.) и т.д. Многие временные конституции действуют до на­стоящего времени (в Катаре с 1972 г.). В Ираке переходный пери­од, необходимый для принятия постоянной конституции, длится уже 40 лет: с 1958 г. здесь быгло принято 4 конституции: 1958, 1964, 1966 и 1970 гг., причем все — временные.