logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 5. Система государственных органов Франции

221

стров, объединяющего всех его членов под председательством Президента Республики, или как совокупность членов Правитель­ства под руководством Премьер-министра. Заседание Совета ми­нистров проходит под председательством Президента. Иное воз­можно лишь в случае прямого делегирования полномочий, на­пример Премьер-министру, для проведения конкретного заседания со строго определенной повесткой дня.

Конституция сравнительно четко указывает, какие вопросы подлежат обязательному рассмотрению в Совете министров. Прак­тически все наиболее важные проекты регламентарных норма­тивных актов, проекты законов, решение о постановке вопроса о доверии, о проведении референдума, назначении на высшие го­сударственные должности и другие подлежат обсуждению в Со­вете министров.

В тексте французской Конституции используется преимуще­ственно собирательный термин — Правительство. Он присутству­ет в заголовках разделов III и V Конституции. Однако основной закон не уточняет само понятие. О его содержании можно судить лишь косвенно. Так, согласно ст. 21 Конституции деятельностью Правительства руководит Премьер-министр. В соответствии со ст. 49 Конституции Правительство ставит перед Национальным собра­нием вопрос о доверии Правительству. Все это позволяет сделать вывод о том, что под Правительством понимается преимуществен­но совокупность его членов, руководимых Премьер-министром.

Премьер-министр и по его представлению члены Правитель­ства назначаются Президентом Республики. Соответствующий дек­рет Президента не нуждается в контрасигнации. Однако ответ­ственность Правительства перед Национальным собранием застав­ляет главу государства назначить только то Правительство, которое опирается на поддержку парламентского большинства.

Внутренняя структура Правительства основана на иерархи­ческих началах. Помимо Премьер-министра оно включает госу­дарственных министров, министров, государственных секретарей и некоторые другие категории членов. Государственные секрета­ри, выполняющие зачастую функции заместителя министра, да­леко не всегда входят в состав Совета министров.

Французская Конституция не устанавливает четко фиксиро­ванной заранее структуры Правительства. Этот вопрос решается конкретно всякий раз, когда формируется Правительство или осуществляется его реорганизация. Персональный состав Прави­тельства зависит, как правило, от соотношения сил в Националь­ном собрании. При совпадении парламентского и президентского большинства решающую роль в правительственных назначениях играет Президент Республики. В условиях "сосуществования" его роль гораздо менее существенна.

Вновь назначенное Правительство не обязано представлять свою программу и состав на утверждение Парламента. В то же время Правительство может по собственному усмотрению про­

право зарубежных стран

221