logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 1. Место правительства в системе высших органов государства 129

сов", ни прокламируемое на доктринальном уровне ограничение правительственной власти при помощи публичных прав и свобод не исключают стремление бюрократического аппарата к умноже­нию управленческих структур, его бесконтрольности и самостоя­тельности. Рост бюрократизма — одна из главных угроз демокра­тии.

Обоснованию растущей роли и самостоятельности правитель­ства служит сформулированная в Великобритании и получившая сравнительно широкое распространение теория "самостоятель­ного мандата". Согласно этой теории, избиратели на всеобщих выборах высказываются не столько за того или иного кандидата в депутаты, сколько за правительственную политику или против нее. Тем самым они дают определенный мандат правительству, которое действует по воле избирателей и не должно зависеть от капризов парламентской борьбы. Голосованию на парламентских выборах придается значение плебисцита по вопросу о доверии определенному лицу (президенту, премьеру) или правительству в целом. Иначе говоря, избираются депутаты, но на голосование ставится вопрос о доверии правительству. В отдельных странах даже само правительство (Швейцария) или его глава (Израиль) избираются населением. Совершенно очевидно, что концепция "самостоятельного мандата" служит дальнейшему умалению зна­чения "представительного травления" и оправданию усилен] я исполнительной власти.

Органы правительственной власти в развивающихся странах занимают доминирующие позиции. В определенной мере это свя­зано с необходимостью максимальной концентрации усилий в це­лях преодоления отсталости, унаследованной от эпохи колониа­лизма. Важную роль играет также узость социальной базы и опо­ры правящего режима. В большинстве этих стран носителем исполнительной власти является глава государства, а роль прави­тельства как коллегиального органа сравнительно невелика. Глав­ное звено государственного механизма в данном случае — едино­личный держатель правительственной власти.

Виды правительств

Осуществление правительственной (исполнительной) может составлять прерогативу одного лица (в президентских рес­публиках, странах с монократическими режимами) или коллеги­ального органа. Правовой статус правительства как органа, объе­диняющего руководителей центральных министерств и ведомств, в этих случаях неодинаков. Различны процедуры формирования правительства, источники и объем полномочий. Когда правитель­ственная власть является прерогативой одного лица, правитель­ство выступает как совокупность ближайших советников и помощ­ников главы государства, а их полномочия являются производными от власти главы государства. В странах, где носителем исполни­

129