logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 5. Государственные органы. Местное самоуправление

239

на сколько мест мо-

ются распределенными, и устанавливается, жет рассчитывать каждая партия.

Пример: партия А получила 10 000 голосов, партия

В

8000,

партия С — 1600 и партия Б — 1400 голосов. Подлежат распреде­лению 12 мест.

Партия А 10 000 х 12 21000 = 5,71 Партия В 8000 х 12 21000 = 4,57

Партия С 1600 х 12 21000 = 0,91

Партия Б 1400 х 12 21000 = 0,8

При первом подсчете партия А получает 5 мест и партия В — 4 места. Из 12 мест нераспределенными остались три места, по одному из них получают партии С и Б, еще одно — партия А. После этого из общего числа мест, определенных таким образом для каждого земельного списка партий, вычитается число мест, уже полученных данной партией в избирательных округах земли. Какая-либо партия может получить в одной из земель больше прямых мандатов, чем ей полагается по числу ее вторых голосов. В этом случае парламент увеличивается на число упомянутых мандатов (это так называемые избыточные мандаты), а партия получает в этом случае количество мандатов сверх пропорции. Согласно избирательному закону в распределении мандатов уча­ствуют лишь те партии, которые в масштабе всей республики собрали не менее 5 процентов голосов избирателей (5-процентная "заградительная" оговорка) или кандидаты которых избраны не менее чем в трех избирательных округах.

Организация Бундестага. Непосредственное руководство де­ятельностью Бундестага осуществляет его председатель (офици­ально он именуется президентом). Он избирается из числа депута­тов на весь срок легислатуры и не может быть отозван со своего поста. По сложившейся традиции председателем Бундестага из­бирается представитель крупнейшей фракции. Одновременно с ним избираются заместители — соответственно числу фракций, пред­ставленных в Бундестаге, а также несколько секретарей. Вместе они образуют президиум палаты, который, однако, никаких фун­кций как коллегиальный орган не осуществляет. Напротив, Совет старейшин является важным органом Бундестага. Он состоит из председателя, вице-председателей и 24 членов, назначаемых фрак­циями пропорционально их численности. В задачи Совета входит согласование между фракциями численности комитетов Бундес­тага, распределение в них мест между фракциями, назначение председателей комитетов и их заместителей. Кроме того, Совет старейшин согласовывает повестку дня ближайших заседаний Бундестага и план его заседаний на более длительный срок. Совет старейшин принимает проект бюджета Бундестага, выносит ре­шения по его внутренним делам.

Депутаты, являющиеся членами одной и той же партии, об­разуют партийную фракцию Бундестага (объединенная фракция

239

Глава Основы конституционного права ФРГ

состоит из двух групп депутатов — ХДС и ХСС, при­чем последняя пользуется относительной самостоятельностью внут­ри фракции). Фракцию может создать только такая группа депу­татов, которая насчитывает не менее 5% от общего числа депу­татов. Фракции не являются официальными органами Бундестага, но играют большую роль в его работе. Они рассматривают основ­ные вопросы перед их обсуждением на пленарных заседаниях па­латы, формулируют законодательную политику партии, назнача­ют докладчиков для выступления на пленарных заседаниях и в комитетах, определяют основное содержание этих выступлений, выделяют своих представителей для назначения на важнейшие посты в Бундестаге, определяют линию поведения депутатов при голосованиях, решают и другие вопросы.

Партийной фракцией руководит правление. В него входит председатель фракции, его заместители и секретари, а также прочие члены. В каждой фракции образуются также рабочие груп­пы по основным направлениям внутренней и внешней политики. Члены правления фракции и руководство рабочих групп образу­ют ядро фракции, состоящее из профессиональных политиков. Именно они определяют линию поведения фракции и парламент­скую политику партии, занимают ответственные посты в Бундес­таге и чаще всего выступают на его пленарных заседаниях и в комитетах. Остальные члены фракции, так называемые "задне-скамеечники", особого влияния не имеют и лишь поддерживают политическую линию партии в Бундестаге.

Существенную роль в работе Бундестага играют его комите­ты. Структурно все комитеты подразделяются на отраслевые, особые и следственные. Отраслевые комитеты подразделяются на обязательные (их три: комитет по делам Европейского Союза, иностранным делам и обороне;- образование этих комитетов пре­дусмотрено в Основном законе) и факультативные (их число, как и профиль деятельности, меняется, в настоящее время их 23).

В компетенцию Бундестага входит развитие законодатель­ства, утверждение федерального бюджета, избрание Федераль­ного канцлера и парламентский контроль за деятельностью Феде­рального правительства, ратификация международных договоров, принятие решения об объявлении состояния обороны и некоторые другие вопросы.

Важнейшую функцию Бундестага составляет законотворче­ство. Законодательная инициатива принадлежит Федеральному правительству, членам Бундестага и Бундесрату. Все законопро­екты вносятся на рассмотрение Бундестага, однако правитель­ственные законопроекты предварительно направляются в Бундес­рат, который может сделать свои замечания, а законопроекты Бундесрата передаются в Бундестаг через Федеральное прави­тельство, которое должно высказать свои рекомендации. Как по­казывает практика, свыше 80% всех законопроектов вносится в Бундестаг по инициативе Федерального правительства.