logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 3. Республиканская форма правления

371

Вторая партия, отстаивающая интересы алжирских бербе­ров, — Объединение за культуру и демократию (ОКД), создан­ное в начале 1989 г. на базе молодежного берберского движения за культурную автономию и самобытность. В социальном плане движение стало выразителем интересов франкоязычной крупной кабильской буржуазии и ее представителей в средних и высших эшелонах административно-управленческого аппарата. ОКД отста­ивает собственный путь развития алжирской государственности, отвергая исламский экстремизм и отказываясь поддерживать су­ществующую государственную систему, считая ее устаревшей. Идеалом алжирского государства это движение считает строи­тельство демократического общества, базирующегося на солидар­ности и справедливости с учетом основных составляющих алжир­ской нации: арабизма, берберизма и ислама. ОКД выдвинуло свою программу действий, главными пунктами которой были: призна­ние берберского языка и берберской культуры, отделение рели­гии от государства, принятие демократической конституции, га­рантирующей политические, социально-экономические и культур­ные права и свободы граждан без разделения по половому и другим признакам.

Самая молодая политическая партия Алжира — Националь­ное демократическое объединение (НДО), основанное в феврале 1997 г. функционерами различных общественно-политических про­правительственных организаций. НДО было сформировано с це­лью завоевания парламентского большинства и противостояния депутатам исламских партий и с момента образования заявило о себе как демократическая "пропрезидентская" партия, отстаива­ющая национальные интересы и поддерживающая линию прези­дента на реформирование экономической и политической систем страны.

Наконец, самое крупное оппозиционное режиму исламское течение представлено несколькими партиями, наиболее значи­тельными из которых являются Движение "Ан-Нахда" (создан­ное еще в 1974 г.) и Движение общества за мир (ДОМ), возник­шее в конце 1990 г. Обе эти партии считаются умеренными, и в последние годы они достаточно конструктивно сотрудничали с властями и неоднократно высказывались за диалог между пра­вительством и радикально настроенными исламистами (представ­ленными запрещенным властями в 1992 г. Исламским фронтом спасения (ИФС) и Вооруженной исламской группой (ВИГ), тре­бующими немедленного провозглашения в Алжире республики, основанной на законах шариата, и упразднения "незаконных" вла­стей).

"Ан-Нахда" и ДОМ, не отвергающие в принципе идею пост­роения исламской республики в Алжире, тем не менее не ставят своей целью ее провозглашение в ближайшей перспективе, а на­стаивают на поэтапном достижении этого путем постепенного иде­ологического воздействия на население.

372

Глава Конституционное право арабских стран и Израиля

Функционирование системы местных органов власти в Ал­жире урегулировано различными законами (Конституция; Закон

1984 г. о территориальной организации страны; Закон 1988 г. о государственных экономических предприятиях; Закон 1990 г. об обустройстве территорий и урбанизме и др.), важнейшими из ко­торых являются законы 1990 г. о коммуне и вилайе, заменившие ранее существовавшие Коммунальный кодекс и Кодекс вилайи.

Местные органы создаются в соответствии с действующей в Алжире трехзвенной системой административно-территори­ального деления, включающей вилайи, дайры и коммуны. Статус территориальных коллективов Конституция предоставляет вилайям и коммунам. Только на этих уровнях могут создаваться предста­вительные органы. Дайрами управляют назначаемые центром на­чальники дайр. Особый статус города Алжир определен законом

1985 г.

Особую роль в сложившемся механизме власти на местном уровне играют исполнительные органы народных собраний. Если на коммунальном уровне они формируются самим народным со­бранием, то на уровне провинций исполнительные советы народ­ных собраний вилай в полном составе назначаются центром.

Конституция определяет коммуну "базовым коллективом", а действующие на коммунальном уровне народные собрания счита­ются основными звеньями системы местных органов. Коммуналь­ный закон 1990 г. четко сформулировал основания роспуска на­родного собрания: если в результате смерти, отставки, исключе­ния число его членов уменьшилось более чем наполовину; если принято решение о коллективной отставке всех членов; если в результате разногласий среди членов собрания затруднено функ­ционирование органов коммуны; по причине слияния или разде­ления коммун. В случае роспуска народного собрания вали (руко­водитель администрации вилайи) назначает членов временного совета, действующего до выборов нового собрания. Полномочия такого совета ограничиваются сферой текущего управления, и не позднее чем через шесть месяцев должны быть проведены новые выборы народного собрания.

Председатель коммунального собрания одновременно явля­ется исполнительным органом коммуны. Особенность его право­вого положения заключается в том, что он одновременно высту­пает как представитель коммуны и агент государства.

На уровне вилайи представителем центральной власти явля­ется вали, назначаемый главой государства и руководящий рабо­той Исполнительного совета вилайи.

Конституция официально провозгласила курс на децентрализа­цию управления и вовлечение населения в сферу общественно-поли­тической деятельности: "Выборные собрания являются основой де­централизации и местом участия граждан в управлении обществен­ными делами" (ст. 16). Прошедшее десятилетие ознаменовалось значительным ростом численности местных народных собраний.