logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 1. Парламенты в системе высших органов государственной власти 115

нах большинство законопроектов, принимаемых парламентом, составляют правительственные законопроекты. Даже в тех прези­дентских республиках, где глава государства не имеет права за­конодательной инициативы, он по существу является главным законодателем, используя для внесения своих законопроектов де­путатов своей партии.

Второй путь, часто встречающийся в парламентской прак­тике, — прямое наделение правительства правом издания норма­тивных актов, обладающих силой закона (так называемое делеги­рованное законодательство). В некоторых государствах (Франция, ФРГ, Италия) правящие круги добились внесения в конституции статей, которые уполномочивают парламенты на передачу испол­нительной власти права издания актов делегированного законода­тельства. Однако в большинстве государств это конституционно не оформлено и осуществляется на основе практики, а иногда даже и вопреки конституции (США, Япония).

Третий путь — фактическое или конституционное огра­ничение круга вопросов, по которым может законодательство­вать парламент. Во многих странах он четко не установлен, что позволяет исполнительной власти произвольно определять вопро­сы, которые решаются правительственными постановлениями или президентскими декретами (Великобритания, Финляндия). Соглас­но ст. 34 Конституции Франции 1958 г. Парламент законодатель­ствует только по определенному, ограниченному кругу вопросов.

Четвертый и весьма распространенный путь — принятие "законов-рамок" или "законов-принципов". Парламент издает за­коны в самом общем виде, предоставляя правительству или пре­зиденту право развивать их и дополнять. Это право нередко ис­пользуется исполнительной властью для придания закону под ви­дом его конкретизации и дополнения иного смысла, чем тот, который заложен в него законодателем.

Используются и другие пути. Так, Основной закон ФРГ пре­дусматривает состояние "законодательной необходимости", позво­ляющей президенту после двухкратного отклонения Бундестагом законопроекта, с которым правительство связывает вопрос о до­верии, вводить его в действие с согласия Бундесрата, включаю­щего представителей правительств земель. При "чрезвычайном положении" права парламента передаются так называемому об­щему комитету •— его узкому по составу органу, в который вхо­дят 33 члена.

Парламенты ограничиваются и в своих финансовых правах, в праве контроля за деятельностью правительства.

В то же время следует отметить, что на характер взаимоот­ношений парламента и исполнительной власти в значительной мере влияет форма правления.

В парламентарных республиках и монархиях представитель­ный орган играет важную роль в формировании правительства, хотя и не во всех странах может оказывать непосредственное

116