logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 3. Президент и правительство. Форма правления

335

номике, традиционно существенным влиянием США на всю госу­дарственно-политическую жизнь этого региона.

Форма правления в странах Латинской Америки закрепляет­ся в текстах основных законов страны — конституций. Тексты кон­ституций воспроизводят принцип разделения властей, в соответ­ствии с которым устанавливаются формально три независимые друг от друга отрасли власти: законодательная, исполнительная и судебная. Однако этот конституционный принцип в деятельности органов государственной власти латиноамериканских стран не осу­ществлялся на практике, поскольку отличительной особенностью функционирования системы государственных органов всегда было доминирование исполнительной власти. "Суперпрезидентская" форма правления подразумевает не только обширные полномо­чия президента, закрепляемые текстами конституций, но и их реальное осуществление на практике. Ряд латиноамериканских конституций уполномочивают президента "олицетворять нацию" или же провозглашают его "верховным главой нации". Такой кон­ституционный статус президента уже подразумевает его безус­ловное верховенство в системе высших органов государственной власти и управления. Все латиноамериканские конституции провозглашают президента главой государства. Он же возглавля­ет правительство и является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. В условиях Латинской Америки эти признаки, присущие и обычной президентской республике, создают мощную концентрацию власти в руках одного лица — президента. Немаловажное значение имеет руководство прези­дентом вооруженными силами, поскольку армия всегда играла и до сих пор играет значительную роль в государственной и поли­тической жизни латиноамериканских стран. Фактором, значительно усиливающим полномочия президента в "суперпрезидентской" республике, являются его обширные чрезвычайные полномочия, которые могут быть эффективно использованы практически в любых критических ситуациях, начиная от межгосударственного вооруженного конфликта и кончая внутренними беспорядками. Причем диапазон использования президентом его чрезвычайных полномочий более обширен, чем в обычной президентской респуб­лике и применяется чаще и эффективнее, чем в других регионах.

"Суперпрезидентская" форма правления функционирует в условиях значительной по сравнению с США слабости законода­тельной власти и ее почти полного в отличие от США подчинения президенту. Латиноамериканские президенты имеют больше средств давления на законодательный орган, чем президент США. Кроме того, сильная президентская власть в странах Латинской Америки функционирует в большинстве случаев также в усло­виях слабой и нестабильной партийной системы. Эти факторы делают президента ведущим звеном во всем государственном ме­ханизме латиноамериканских стран. В современных условиях "су­перпрезидентская" форма правления — это фактически незави­

336 Глава 24. Конституционное право стран Латинской Америки

симая, неконтролируемая на практике законодательной, испол­нительной или судебной отраслями власти система государствен­ного управления, основной чертой которой являются гипертро­фированные президентские полномочия. Эта форма правления предусматривает принцип прямых выборов президента избирате­лями без каких-либо промежуточных органов или инстанций. По официальной трактовке президент получает мандат на управле­ние страной непосредственно "из рук народа", что дает ему пра­во противопоставить себя всем другим государственным органам и общественным организациям. Все это еще более усиливает пол­номочия президента и подчеркивает его независимость и самосто­ятельность. Латиноамериканская форма правления предусматри­вает невозможность переизбрания президента непосредственно на следующий срок. Это также существенное отличие от обычной президентской формы правления, допускающей переизбрание президента. Вышеуказанная запретительная норма теоретически направлена против возможного установления диктатуры прези­дента, на практике же пребывание президента в должности все­го один срок подчеркивает силу и значимость президентской вла­сти, ставя ее фактически в рамки неконтролируемой государствен­ной системы.

В конституциях латиноамериканских государств довольно де­тально изложена квалификация, которой должен удовлетворять кандидат в президенты. Например, по Конституции Мексики 1917 г. для того, чтобы быть Президентом страны, необходимо: быть мек­сиканским гражданином по рождению, пользоваться полной дее­способностью и быть сыном родителей — мексиканцев по рожде­нию, достичь ко времени выборов возраста более 35 лет, прожи­вать в стране в течение всего года, предшествующего дню выборов, не принадлежать к духовному званию и не быть служи­телем религиозного культа, не состоять в вооруженных силах стра­ны и т. д.

Как правило, кандидатов на пост президента может выдви­нуть только политическая партия, а прямая политическая и фи­нансовая поддержка такой партии в состоянии обеспечить победу тому или иному кандидату, в то же время президентами часто становятся не официальные руководители партий в лице их пред­седателей или генеральных секретарей, а политические деятели, имеющие наибольший опыт, известность и популярность в стране. Поэтому латиноамериканские президенты обычно не совмещают свою должность главы государства с руководством политической партией, приведшей его к власти, хотя их прямая зависимость от руководства партии все же сохраняется (при различной степени этой зависимости). Так называемый "независимый кандидат", т. е. формально не связанный ни с какой политической партией, прак­тически не имеет шансов на победу, если только не обладает мощ­ными финансовыми средствами и группами поддержки, которые в состоянии заменить собой партийный аппарат.