logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 19. Основы конституционного права Японии

дисциплинарную комиссии и комиссию по организации внутри-парламентской работы. Палата советников имеет 17 комиссий (ст. 42 п. 3 Закона о Парламенте) — тех же, кроме комиссий по вопросам науки и техники, общественной безопасности и окружающей сре­ды. Эти комиссии составляют основу механизма разработки и при­нятия решений в Парламенте Японии. В состав комиссий входят представители различных партий пропорционально представитель­ству этих партий в соответствующей палате. Депутаты, как пра­вило, не являются экспертами по обсуждаемым в комиссиях воп­росам, поэтому Закон о Парламенте в ст. 43 предусматривает, что в случае, если для деятельности комиссии необходимо учас­тие специально подготовленных членов, в ее состав могут вхо­дить специалисты по рассматриваемым ею проблемам. Таким об­разом, к работе комиссий могут привлекаться непарламентарии. Каждый парламентарий обязан быть членом хотя бы одной комис­сии (ст. 42 п. 2 Закона о Парламенте). Заседания комиссий бывают двух видов: рабочие и общие. На рабочих заседаниях обсуждаются наиболее важные вопросы, как правило, в присутствии членов Кабинета. На общих рассматриваются менее важные вопросы с участием парламентских секретарей.

Главной задачей Парламента является принятие законов и государственного бюджета. В законодательном процессе нижняя палата имеет больший вес, поскольку Палата представителей мо­жет преодолеть вето Палаты советников путем вторичного приня­тия закона 2/3 голосов, причем не от общего количества депута­тов, а от кворума (1/3 состава палаты — ст. 59 Конституции). Так же, если Палата советников не приняла решение по законопроек­ту в течение 60 дней после получения его из Палаты представите­лей (для бюджетного закона этот срок сокращается в два раза), то решение Палаты представителей считается решением Парламента.

При каждой палате действует законодательное бюро, кото­рое помогает депутатам при подготовке законопроектов.

Согласно Закону о Парламенте право на законодательную инициативу имеют депутаты Парламента и Кабинет министров. Законопроект может быть представлен на рассмотрение Парла­мента, если за это высказалось не менее 20 депутатов или 10 советников. Если речь идет о бюджете страны, то его должны поддержать не менее 50 депутатов или не менее 20 советников. Народная законодательная инициатива Японии неизвестна.

На первом этапе разработка законов идет преимущественно в департаментах соответствующих министерств. Затем через руко­водство министерства документы поступают в канцелярию премьер-министра, затем к премьер-министру и только потом представля­ются в Парламент, где над ними начинается работа в соответству­ющих комиссиях (часто создаются специальные подкомиссии) и в законодательных бюро палат. Только после принятия комиссией положительного решения, проект выносится на пленарное засе­дание и обсуждается обычно в двух чтениях. Законопроект, за