logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 2. Система государственных органов стран снг

323

решение о его расследовании и 3/4 голосов принимает решение о его смещении с должности и т. д. (ст. 98 Конституции).

Компетенция однопалатных парламентов в странах — участ­ницах СНГ в своей основе приблизительно схожа. Так, не говоря уж о законодательных полномочиях, многие однопалатные пар­ламенты стран СНГ наделены полномочиями по: назначению ре­ферендумов; утверждению основных направлений внутренней и внешней политики; ратификации и денонсации международных договоров; утверждению государственного бюджета; вопросам амнистии; учреждению государственных наград и почетных зва­ний; утверждению указов Президента о военном и чрезвычайном положениях в стране и т. д.

Избираются нижние палаты парламентов и однопалатные парламенты в странах СНГ на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Возрастной ценз для выборов в упомянутые выше законодательные органы устанавливается в большинстве стран в 24 или 25 лет, реже в 21 год (например, Украина, Беларусь). Срок полномочий парламентов колеблется в зависимости от страны от 4 до 5 лет. Возрастной ценз для избра­ния в верхние палаты бикамеральных парламентов в Беларуси и Казахстане установлен в 30 лет, а в Кыргызстане одинаковый возрастной ценз — 30 лет — установлен для обеих палат. Депута­ты однопалатных парламентов, а также верхних и нижних палат парламентов стран СНГ работают на постоянной профессиональ­ной основе и, как правило, наделены свободным мандатом, кото­рый дает им право и возможность быть независимыми в своих решениях во время работы в парламенте и представлять интере­сы всего народа. В большинстве стран СНГ конституции запреща­ют совмещение депутатских полномочий с любой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и другой твор­ческой деятельности. В конституциях отдельных стран нет прямо­го запрета на совмещение депутатских полномочий, есть только отсылка к соответствующему закону о статусе депутата парла­мента (например, ст. 78 Конституции Украины). Исключение со­ставляет Республика Беларусь, где Конституция допускает со­вмещение депутатских полномочий с членством в Правительстве (ст. 92 Конституции).

Институт президента в странах СНГ

Президент в государствах СНГ, как в президентских респуб­ликах, так и в республиках со смешанной формой правления, наделяется очень широкими полномочиями. Причиной этому, ви­димо, является тот переходный период, который переживают эти государственные образования после распада СССР, когда в усло­виях становления институтов государственной власти и в услови­ях проходящих экономических и политических реформ необходи­ма действенная президентская власть.

323