logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 5. Система государственных органов Франции

222

осуществляются либо совместно с Президентом Республики, либо кабинетом, либо единолично Премьер-министром.

В распоряжении Правительства находятся административный аппарат и вооруженные силы. Правительство обладает широкой регламентарной властью, и принимаемые им решения в форме декретов образуют весьма важный источник французского права. Акты, принимаемые кабинетом, подписываются Премьер-мини­стром и обычно контрасигнуются министрами, ответственными за их исполнение. Правительство обладает правом законодательной инициативы. Законопроекты вносятся на рассмотрение Парламен­та Премьер-министром после обсуждения в Совете министров и по получении заключения Государственного совета. В этом после­днем случае высший орган административной юстиции выступает в роли коллективного юрисконсульта Правительства. Получение предварительного заключения носит обязательный характер, но само мнение Государственного совета юридически обязательным для Правительства не является.

Правительство может просить Парламент о делегировании ему законодательных полномочий в определенной сфере и на оп­ределенный срок в целях выполнения правительственной програм­мы. В этом случае Правительство принимает необходимые меры путем издания ордонансов. Особенность их правового режима зак­лючается в том, что такие акты вступают в силу с момента опуб­ликования, но перестают действовать, если законопроект об их утверждении не передан Правительством на рассмотрение Пар­ламента до истечения срока делегирования полномочий.

Проекты решений Правительства, как правило, подготавли­ваются заинтересованными министерствами и ведомствами. В прак­тике Пятой республики довольно широко распространено созда­ние различных межминистерских советов и комитетов, действую­щих на постоянной или временной основе, которые подготавливают необходимую документацию и вносят предложения на рассмотре­ние Правительства. Особо важные советы возглавляет непосред­ственно Премьер-министр, другие — заинтересованные министры. Премьер-министр может также делегировать членам Правитель­ства осуществление отдельных своих полномочий.

Конституция особо подчеркивает первостепенную роль Пре­мьер-министра. Согласно основному закону Премьер-министр ру­ководит деятельностью Правительства. Он несет ответственность за обеспечение национальной обороны, т. е., иначе говоря, наря­ду с Президентом Республики принимает непосредственное учас­тие в решении вопросов военного строительства. На Премьер-ми­нистра возложено обеспечение исполнения законов. Он обладает собственной регламентарной властью. Премьер-министру принад­лежит право назначения на военные и гражданские должности. Специальные законодательные акты разграничивают соответству­ющие полномочия главы государства и Премьер-министра.

222