logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 1. Общая характеристика конституции Великобритании 192

Конституция и конституционная реформа

Конституция, несмотря на ее неписаный характер, содержит эффективные юридические нормы, которые обеспечивают надеж­ную основу правового государства в Великобритании. При этом вопрос о необходимости внесения изменений в конституцию и про­

министра; в) назначаемые министры образуют "Правительство", в рамках которого создается "Кабинет"; в его состав входят мини­стры, именуемые членами Тайного совета (Рггуу СоштсШогз); г) монарх в осуществлении своих законных полномочий обязан сле­довать советам Кабинета в лице Премьер-министра; д) монарх обязан подписать законопроект, принятый Парламентом; е) Пра­вительство осуществляет свои полномочия до тех пор, пока оно не утратило доверие большинства членов Палаты общин. В слу­чае, если Палата общин проголосует за недоверие, Правитель­ство должно подать в отставку или монарх должен распустить Палату общин; ж) министры несут коллективную ответственность перед Парламентом по общим вопросам политики Правительства и персональную ответственность за деятельность возглавляемых ими министерств. К этой же группе конституционных соглашений можно отнести ряд правил политической практики, воспринятых некоторыми государствами — членами Британского Содружества Наций (СоттошуеаШг). Например: а) британский монарх назнача­ет Генерал-губернатора государства — члена Содружества по со­вету Премьер-министра этого государства; б) Генерал-губерна­тор государства — члена Содружества представляет Корону, а не британское правительство и действует по совету правитель­ства своей страны.

2) Конституционные соглашения, регулирующие отношения между палатами Парламента:

а) парламентское большинство не должно лишать возможно­сти высказываться парламентское меньшинство. Обязанность Спи­кера — следить за этим; б) замещение вакансий в комитетах Пар­ламента должно осуществляться пропорционально представитель­ству политических партий в палате.

Некоторые конституционные соглашения утратили свое зна­чение в связи с закреплением аналогичных норм в парламентс­ких законах. Например, конституционное соглашение, устанав­ливавшее, что в случае спора между палатами Парламента в конечном итоге спор решался в пользу Палаты общин. Это со­глашение по сути было заменено нормами закона о Парламенте 1911 г. Конституционное соглашение, устанавливавшее право британского Парламента принимать законы для государства — члена Содружества по требованию или с согласия последнего позже нашло свое отражение в преамбуле Вестминстерского статута 1931 г. и в ряде актов о независимости государств — членов Содружества.

право зарубежных стран

192