logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 4. Основы правового положения личности

чении этот термин выполняет роль основополагающего философ­ского принципа, реализующегося через весь комплекс конститу­ционно-правовых норм. В более узком смысле свобода означает субъективную возможность человека и гражданина совершать или не совершать конкретные действия, основанные на его конститу­ционных правах и свободах. Свобода в субъективном смысле явля­ется юридической формой свободы народа и отдельного человека.

Учение о свободе как естественном состоянии человека раз­рабатывалось еще философами древности, но конституционно-правовые теории свободы стали развиваться с XVII—XVIII вв. Современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных положениях:

• все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуж­дать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав — главное назначение государства. Равенство возможностей для всех — основа свободы;

• свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому и общему благу. Свобода человека, следова­тельно, не может быть абсолютной, она ограничена правами и свободами других людей, принципами морали и нравствен­ности, интересами всеобщего благосостояния. Демократичес­кое общество основано на разумном балансе между свободой и социальной справедливостью, свободой и государственным интересом;

• границы свободы могут быть определены только законом, ко­торый есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антаго­нисты, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено;

• часть дозволенного определяется через права человека. Зак­репление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчер­пывает содержания свободы. Ограничение прав возможно толь­ко на основании закона, способствующего общему благосос­тоянию в демократическом обществе.

В современной конституционной доктрине и практике под естественным правом понимают права и свободы, которыми каж­дый человек наделен от рождения и которые тем самым первич­ны по отношению к позитивному праву и должны гарантиро­ваться им. В доктрине конституционного права можно встретить­ся с самыми различными попытками содержательно объяснить появление прав с момента рождения человека: концепциями ре­лигиозного плана; антропологическими теориями, согласно кото­рым естественные права исходят из природы вещей; наконец, из свойств человека как "социальной личности". Однако все эти трак­товки сходятся в одном: естественные права и свободы не зависят от воли государства, не оно дарует их людям. Наоборот, государ­ственная власть связана этими правами в том смысле, что обяза­на признавать, соблюдать и гарантировать их.