logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 3. Президент и правительство. Форма правления

В системе высших органов государственной власти латино­американских стран (президент, правительство, национальный конгресс) ведущая роль традиционно принадлежала и принадле­жит президенту и возглавляемому им правительстпву. Президент­ская власть фактически определяет функционирование не толь­ко системы государственных органов, но и всей политической си­стемы этих стран. От того, какую политическую линию проводит тот или иной президент, во многом зависит позиция страны на международной арене, характер государственного режима и сте­пень реализации конституционных прав и свобод граждан. Дина­мика изменений президентской власти, сужение или расширение полномочий президента по сравнению с другими государственны­ми органами, характер взаимоотношений президента с конгрес­сом, политическими партиями, судебной системой — все это ока­зывает прямое воздействие на политические и государственно-правовые процессы в латиноамериканских странах, на возможности расширения или существенного ограничения объема гражданских прав и свобод, реального действия конституции. Институт прези­дентства в странах Латинской Америки специфичен, как специ­

335 Глава 24. Конституционное право стран Латинской Америки

фична сама политическая система этих стран, система государ­ственных органов и политических партий, которые функциониру­ют с учетом своих собственных исторических и политико-экономи­ческих закономерностей.

Институт президентства, впервые появившийся в США, так и остался специфичным только для этой страны. Страны Латинс­кой Америки, заимствовав определенные черты американской модели, сконструировали свою собственную модель президентства, существенно отличную от американской. Если американская мо­дель института президента базируется на принципе разделения властей, дополненном системой "сдержек и противовесов", то ла­тиноамериканская модель, формально также основываясь на раз­делении властей, фактически не подтверждена аналогичной сис­темой "сдержек и противовесов", поскольку законодательная и судебная отрасли власти значительно слабее и фактически бес­правнее по отношению к исполнительной, чем это закреплено американской моделью. Заимствование латиноамериканскими го­сударствами президентской формы правления у Соединенных Штатов не явилось простым перенесением этой формы в латино­американскую политическую и государственную жизнь. Это была попытка приспособить особый государственный институт, отрабо­танный в условиях развитого государства с устойчивыми полити­ческими традициями, к совершенно новым социально-экономичес­ким и политическим условиям слаборазвитых государств при пол­ном отсутствии у них парламентских традиций. Поэтому подобного рода попытка не явилась простым заимствованием новой формы правления, неким слепком с американского образца, а фактичес­ки привела к созданию особой формы правления — президентской республики с формальной точки зрения, по содержанию же — резко отличающейся от нее значительным гипертрофированием не только полномочий президента, но и основных признаков этой республики. Указанные черты вывели данную форму правления за рамки обычной президентской республики, обозначив как бы особую "сверхпрезидентскую или суперпрезидентскую" респуб­лику. Такая сверхпрезидентская форма правления часто характе­ризовалась в юридической литературе как "чистый президенсиа-лизм", "легальная диктатура" и т. д. В настоящее время чаще ис­пользуется термин "суперпрезидентская" республика, что отражает в значительной степени как сущность, так и специфику президентской формы правления в странах Латинской Америки, вместе с тем отличая ее от чисто диктаторской формы осуществ­ления власти. Особенности этой формы правления отражают спе­цифику государственной и политической жизни латиноамериканс­ких стран, корни которой кроются в противоречиях латиноамери­канского общества с его неустоявшейся социальной структурой, с его системой "персонификации" власти и государственного руко­водства, особой ролью армии в государственной и политической жизни, значительными позициями иностранного капитала в эко­