logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 4. Порядок работы парламента. Законодательная процедура

124

угодных им решений. Обычно установленные в регламентах пра­вила, особенно в области законодательной процедуры, облегчают прохождение и принятие правительственных предложений.

Сессии и пленарные заседания

Основную часть своих полномочий парламент осуществляет на сессиях. Они созываются в различных странах от одного до четырех раз в год. Постоянная работа депутатов превращает их в профессиональных парламентариев.

Вопрос, кому должна принадлежать инициатива о сроке со­зыва и времени проведения сессий, имеет два ответа и два пути решения. Согласно первой точке зрения, основанной на призна­нии суверенности парламента, только он сам вправе определять сроки созыва очередных сессий и время их проведения. Обуслов­ленную таким подходом систему иногда называют "системой по­стоянно действующего собрания", поскольку чаще всего она со­стоит в проведении годовых сессий. При этом в одних странах срок созыва очередных сессий определен в регламентах или даже в конституциях (Скандинавские страны, Италия, США), в других — непосредственно устанавливается парламентом (ФРГ). Вторая точка зрения выражает стремление оправдать право исполнительной власти на решение указанного вопроса. Систему, опирающуюся на такие позиции, называют "авторитарной, или монархической", поскольку в ее основе лежит установленное с давних времен пра­во монарха открывать и закрывать сессию (Япония).

Созыв внеочередных, или чрезвычайных, сессий осуществ­ляется по инициативе председателя палаты (Италия, Турция), главы государства или правительства (Франция, Бельгия, Япо­ния), а также по требованию определенного числа депутатов. При этом во Франции необходимо большинство депутатов, а в Японии и Греции — более 1/4. Одновременно собирается и другая палата. В повестку дня включаются только те вопросы, ради которых со­звана внеочередная сессия. Однако в Японии меры, принятые на такой сессии, считаются временными, если они не одобрены Па­латой представителей в течение 10 дней после открытия следую­щей очередной сессии.

Регламенты парламентов устанавливают кворум, при кото­ром пленарные заседания парламентов признаются действитель­ными. В одних странах он составляет большинство членов законо­дательного корпуса, в других достаточно незначительного мень­шинства (Великобритания). В ряде стран отсутствие депутата без уважительных причин влечет за собой финансовые санкции.

План работы сессии и повестка дня пленарных заседаний под­готавливаются руководством парламента (палат) по согласованию с лидерами парламентских фракций, причем большое влияние на этот процесс оказывает исполнительная власть. Но если депутаты не согласны с предложением руководства, то должно проводить­

124 Глава 9. Парламенты зарубежных государств

Законодательный процесс

Он включает законодательную инициативу, обсуждение за­конопроекта на пленарных заседаниях и в парламентских комис­сиях, принятие и утверждение, а также опубликование закона.

Законодательная инициатива

Законопроект принимается к рассмотрению, если он внесен соответствующими лицами или органами и согласно установлен­ным правилам. В зависимости от субъекта законодательной ини­циативы различают следующие виды инициативы: правительствен­ная (или главы государства), парламентская, народная и специ­альная.

Как правило, правительственная инициатива признается в странах с парламентарной формой правления и в полупрезидент­ских республиках. Но и в президентских республиках президент использует законодательную инициативу в своих посланиях пар­ламенту, которые затем облекаются в форму законопроектов, вне­сенных одним из депутатов. В США они даже получили наимено­вание "билли администрации". В практике зарубежных стран пра­вительственная инициатива используется наиболее полно. В последнее время в целях достижения консенсуса на стадии подго­товки правительственных законопроектов происходит согласова­ние позиций различных политических сил, поиск компромиссных

ся голосование. Тем не менее правительство, опирающееся на пар­ламентское большинство, в состоянии добиться желательной для него повестки дня.

При этом соблюдается определенная очередность предлагае­мых к рассмотрению вопросов. Так, в Риксдаге Швеции дела рас­сматриваются в следующей последовательности: депутатские зап­росы, выборы в парламенте, правительственные предложения и отчеты, доклады внутренних органов парламента, предложения депутатов и, наконец, заключения парламентских комиссий. Боль­шая часть времени на сессиях отводится правительственным пред­ложениям.

Регламенты парламентов довольно детально определяют по­рядок формирования внутренних органов парламента, их полно­мочия, порядок и сроки проведения заседаний по выборам прези­дента, одобрению состава правительства или выборам премьер-министра (в тех странах, где это предусмотрено), процедуру внесения и рассмотрения депутатских запросов, время выступле­ний по обсуждаемым вопросам, порядок ратификации междуна­родных договоров, рассмотрения и принятия бюджета (там, где он не считается законом) и других вопросов, отнесенных к веде­нию парламента. Наибольшее время отводится законодательной процедуре.