logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 4. Система государственных органов

Император

Императорская династия Японии считается самой древней из всех сохранившихся наследственных монархий в мире. Как утвер­ждают исторические хроники, первый Император вступил на япон­ский трон в 660 г. до н. э., а нынешний Император — 125-й в этом непрерывном ряду. Царствование каждого императора провозгла­шается особой эрой, которая начинается с даты вступления на трон нового Императора (с 1989 г. началась эра Хэйсэй — эра прав­ления императора Акихито).

После войны статус Императора изменился. Отсутствие в послевоенной Конституции формулировки о форме правления со­здает почву для существования различных взглядов на этот счет. Наиболее распространено суждение, согласно которому современ­ная Япония — парламентарная салическая монархия, поскольку в Японии имеется наследственный монарх с титулом Императора, а создание и функционирование правительства обусловлено до­верием Палаты представителей Парламента. За порядком насле­дования престола следит совет императорского двора, возглавля­емый премьер-министром и состоящий из двух представителей императорской семьи, председателей и вице-председателей палат Парламента, главного судьи и одного члена Верховного суда. В то же время высказывается мнение о том, что в Японии монар­хии уже не существует, вплоть до утверждения о существова­нии республики с монархическими атрибутами, имеющими лишь внешнее, формальное значение.

Конституция определяет статус Императора следующим об­разом: "Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принад­лежит суверенная власть" (ст. 1). И далее: "Император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти" (ст. 4). Император назначает премьер-министра по пред­ставлению Парламента, а также главного судью Верховного суда по представлению Кабинета (ст. 6). Император по совету и с одоб­рения Кабинета осуществляет от имени народа такие действия, относящиеся к делам государства, как обнародование законов и договоров, созыв Парламента, объявление всеобщих парламентс­ких выборов, пожалование наград и др. (ст. 7). Принято считать, что наделение этими функциями носит формальный характер, поскольку инициатива Императора в их осуществлении не пре­дусмотрена. Тем не менее Император все же осуществляет дей­