logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 16. Основы конституционного права Франции

сить Национальное собрание об одобрении правительственной про­граммы или заявления по вопросам общей политики. Практика последних лет свидетельствует о нарастающем использовании этого института несмотря на отсутствие формальной инвеституры.

Правительство несет коллективную ответственность перед Национальным собранием. Однако институт парламентской ответ­ственности Правительства претерпел существенные изменения в Пятой республике. Вопрос о доверии Правительству ставит толь­ко оно само — в связи с изложением правительственной програм­мы или Декларации по вопросам общей политики.

По инициативе депутатов Национального собрания может быть поставлена на голосование резолюция порицания Правитель­ству. Такая резолюция вносится группой парламентариев, насчи­тывающей не менее одной десятой общего числа членов нижней палаты. Голосование по резолюции порицания имеет место через 48 часов после внесения ее в бюро Национального собрания. В случае отклонения резолюции порицания депутаты, ее подписав­шие, не могут в течение той же парламентской сессии внести новую резолюцию порицания.

Определенной оригинальностью отличается и процедура при­нятия либо отклонения резолюции порицания. На голосование ста­вится только один вопрос: кто за принятие этой резолюции; кто из депутатов против или воздержался — не выясняется. Резолю­ция считается принятой, если она собрала абсолютное большин­ство голосов депутатов. Такая процедура весьма удобна для Пра­вительства и позволяет ему избежать неприятных последствий голосования. За всю историю существования Пятой республики известен только один случай принятия резолюции порицания (Пра­вительству Жоржа Помпиду в 1962 г.).

Правительство может связать вопрос о доверии с законо­проектом, вносимым на рассмотрение Парламента. В этом слу­чае голосование по законопроекту вообще не проводится. Оно может иметь место, только если правительственному законопро­екту противопоставлена резолюция порицания. Если таковая не внесена, это означает выражение доверия и утверждение пра­вительственного проекта. Для того чтобы принять иное реше­ние, необходимо одобрить резолюцию порицания в соответствии с той сложной процедурой, которая установлена основным зако­ном. В случае отказа в доверии или принятия резолюции порица­ния Премьер-министр должен вручить Президенту Республики заявление об отставке Правительства. Окончательное решение передается на усмотрение главы государства. Он может принять отставку Правительства и назначить нового Премьер-министра либо принять решение о досрочном роспуске Национального собрания и назначении новых выборов. Именно такое решение было принято в 1962 г.

Правительство как коллегиальный орган и его руководитель — Премьер-министр обладают широкими полномочиями, которые