logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Глава 22. Основы конституционного права Индии

правом как абсолютного, так и отлагательного вето в отношении законопроектов, принятых легислатурой штата. Выражая интере­сы Союза, в соответствии со ст. 201 губернатор вправе направить любой законопроект на одобрение президентом страны. Губерна­тор назначает окружных судей. Важно отметить то, что губерна­тор является гарантом интересов Федерации в штате.

Высшим законодательным органом штата является легисла­тура, которая может состоять из двух палат: законодательного собрания и законодательного совета, а также губернатора. Кон­ституция прямо не предусматривает обязательного наличия вер­хней палаты в каждом штате. Законодательные собрания имеются во всех штатах, в то время как законодательные советы — лишь в половине из них. В рамках предписанной им компетенции легис­латуры штатов издают законы по вопросам, отнесенным VII при­ложением к Конституции к сфере исключительной компетенции штатов или совместной компетенции Союза и штатов. На заседа­ниях палат председательствуют избираемые их составами, соот­ветственно, спикер законодательного собрания или председатель законодательного совета. Законодательный совет легислатуры штата обладает правом отлагательного вето и может задержать принятие любого нефинансового законопроекта на 4 месяца, а финансового — на 14 дней.

Губернатор обязан назначить лидера партии, заручившейся поддержкой большинства в законодательном собрании штата, глав­ным министром, а по представлению последнего — остальных чле­нов правительства штата. Число министров в штатах Конституцией не определено. На практике оно колеблется от б до 14 человек.

Согласно прочно установившемуся обычаю, губернатор дол­жен действовать в соответствии с "советами" министров прави­тельства штата. Поэтому, как и на федеральном уровне, именно правительство является главным органом, фактически осуществ­ляющим государственную власть в штате.

Систему органов союзной территории возглавляет назначае­мый президентом и действующий от его имени управляющий. Ре­шением центрального Парламента для союзных территорий могут создаваться свои легислатуры, советы министров и высшие суды. Несмотря на то, что советы министров и легислатуры союзных территорий могут давать советы управляющим, последние оста­ются полностью подчиненными президенту (фактически — пре­мьер-министру Союза), который вправе издавать обязательные для исполнения правила по вопросам управления союзными тер­риториями. Высшую законодательную власть в союзных террито­риях осуществляет федеральный Парламент, а высший суд союз­ной территории является лишь подчиненным Верховному суду средним звеном единой судебной системы страны.

В соответствии с 69-й поправкой 1991 года к Конституции Союзная территория Дели получила особый статус "территории национальной столицы", которая имеет свое собственное законо-