logo
Баглай - Конституционное право зарубежных стран

§ 4. Законодательные органы

342

компетенция, формы деятельности и состав которых могут зна­чительно отличаться: от расследования отдельных вопросов, вхо­дящих в компетенцию законодательного органа власти, до рас­следования антигосударственной деятельности. Так, в Аргенти­не существовал комитет палаты депутатов по расследованию антиаргентинской деятельности, обладавший полномочиями чис­то репрессивного характера: с помощью вооруженных сил коми­тет имел право осуществлять аресты неугодных правительству лиц и даже возбуждать их уголовное преследование. Латиноаме­риканские законодательные органы образуют значительное коли­чество временных и специальных комитетов. Из специальных комитетов можно отметить так называемые "партийные" комите­ты, которые обычно состоят из депутатов, принадлежащих к од­ной политической партии и входящих в одну фракцию. Это могут быть комитеты по проведению партией избирательных кампаний, комитеты по разработке партийной политики и др. Иногда в зако­нодательных органах Латинской Америки создаются специально вспомогательные комитеты, включающие не только одних де­путатов. Например, в Национальном конгрессе Чили в течение некоторого времени существовало специальное Бюро информа­ции Сената, куда входили видные экономисты, юристы, ряд по­литических деятелей и т. п. Это Бюро проводило самостоятельное исследование деятельности различных административных орга­нов и предоставляло необходимый информационный материал для сенаторов. Только за период 1967—1968 гг. из 363 исследований, проведенных Бюро информации, 329, или 91%, были сделаны по просьбе сенаторов от оппозиции. Комитетская система позволяет президентам латиноамериканских стран довольно эффективно осуществлять контроль за законодательством и в целом за работой высшего представительного органа. Эта система надежно блоки­рует возможное нежелательное для правительства законодатель­ство, искусственно фильтруя или задерживая законопроекты, внесенные оппозицией. Концентрация практически всей реальной законодательной работы в постоянных комитетах, все большая гипертрофия их полномочий, подчиненный характер комитетов по отношению к правительству — все это наглядно свидетель­ствует о новой системе взаимоотношений законодательных орга­нов с другими отраслями власти.

В законодательных органах ряда латиноамериканских стран образуется так называемая постоянная комиссия, которая дей­ствует в период между сессиями законодательного органа. Она назначается соответствующими палатами из примерно равного числа депутатов и сенаторов на последнем заседании перед пар­ламентскими каникулами. Для каждого члена постоянной комис­сии назначают по одному заместителю. Постоянная комиссия в период между сессиями принимает на себя некоторые полномо­чия законодательного органа. В частности, она может: давать согласие на использование исполнительной властью националь­

342